Найти тему
Punk Monk

Романтические сцены в эпоху стриминга: почему так неправдоподобно? И как упрощение киноязыка ведет к лени?

Хит от «Netflix», сериал «Бриджертоны» собирает миллионные просмотры по всему миру. Изысканные дамы, галантные кавалеры, Англия эпохи Регентства — период до Викторианской эпохи. Яркие костюмы, любовная интрига. Знать кружит на балах под оркестровые аранжировки песен Рианны, Мадонны и Майли Сайрус. Сериал поднимает важные вопросы сексуального просвещения, токсичности отношений, грани согласия близости внутри брака. Казалось бы, чего вам еще надо, зрители? Учли все мнения, все проблемы, подарили сочную картинку, оставили целую россыпь постельных сцен в будуаре… Вроде бы. Но на деле — в каких-то моментах откровенно заигрались. Кстати, да, если вы, точно кремень, не поддались моде и не смотрели «Бриджертонов», то упс! В статье есть спойлеры.

Кадр из сериала "Бриджертоны"
Кадр из сериала "Бриджертоны"

Главная интрига нового этапа киноповествования — отношения между виконтом Энтони Бриджертоном и Кейт Шарма. Да, речь пойдет именно про сцены 18+. Ханжей и пуритан просим не кидаться камнями — в материале ставятся вопросы о психологической точности, соответствии сюжету. А не обсуждаются физические возможности горячего виконта и лиловое бельишко леди Шарма. Ну, разве только слегка… Не будем утомлять вас пересказом сюжета. Кейт и Энтони долго бежали друг за другом от любви до ненависти. Наконец, до них дошло, что между ними настоящие чувства. И их накрыла страсть. Прямо в саду матушки. До этого они пять серий никак не могли поцеловаться! Хотя нежные сцены, подталкивающие к этому, сценаристы предусмотрели. И здесь вопрос не в том, возможна ли любовная связь до брака. Очевидно, что такие отношения, само собой, порицались обществом. И это всех останавливало? Разумеется, нет! Вспомните, сколько было в мировой литературе историй бастардов. Если рассматривать пикантную сцену с точки зрения «могли ли вообще Кейт и Энтони заняться любовью», то тут вопрос скорее — почему так долго тянули? И это объясняется через характер героини, Кейт Шарма. Ей сложно понять свои чувства к Энтони Бриджертону.

Главная заковырка здесь в другом. Для сравнения, в предыдущем сезоне за поцелуй в саду между Дафной Бриджертон и Саймоном Бассетом Энтони, отстаивая честь сестры, вызвал герцога на дуэль. А Порция Фезирингтон, настоящая Крис Дженнер сериала, подстроила сцену наедине в саду, чтобы выдать замуж свою дочь. Джентльмен не смог выкрутиться, хотя пальцем не тронул леди… То есть, сценаристы четко дают понять: рамки морали Англии времен Регентства строгие. И все же, Кейт и Энтони не помолвлены. Они забыли об осторожности. А ведь гости, члены семьи, слуги могут увидеть, услышать… Голубки могли уединиться в кабинете, спальне, да где угодно. Но на улице для них заботливо приготовили подушки, покрывала, романтично горели свечи! Что примечательно — на следующее утро виконт встал совершенно спокойный. Он не особо беспокоился, а где Кейт? Не мог ли ее кто-то видеть? Что будет с ее репутацией?

При съемках этого сериала привлекали отдельного специалиста: хореографа постельных сцен. Оцените масштаб задачи! Предусмотрели кучу мелочей: как герои смотрятся в кадре, какие движения для них недопустимы, какое время дня комфортнее для съемок и прочие нюансы.

Если рассматривать сцену в контексте нравов той эпохи, то очевидно, насколько это неправдоподобно. И здесь возникает вопрос: что хотели показать сценаристы этим поступком героев? В каких местах дополнительно углубить сюжетные арки героев? Они наконец сделали то, о чем думали. Тем более, все уже поняли, что они влюблены. Выходит, сценаристы заигрались? И скрещивая современность с эпохой Регентства, не достаточно точно учли психологию героев того времени. И это, думаю, гораздо более фатальный просчет, чем темнокожие аристократы. Вероятнее всего, сценаристы упростили себе задачу и пошли навстречу зрительским ожиданиям.

А дабы не быть высоколобыми снобами, давайте вспомним, как великие режиссеры прошлого умудрялись показать эротические сцены при помощи киноязыка. Их наработки заслуживают внимания. Для начала погрузимся в контекст.

Уильям Хейс на обложке журнала  "Time"
Уильям Хейс на обложке журнала "Time"

Настоящая полиция нравов жестко цензурировала американское кино почти 40 лет. Кодекс Уильяма Хейса, Президента Ассоциации производителей и прокатчиков, запрещал показывать в кино обнаженное тело, межгендерные и межрасовые отношения, актрис со слишком пышными формами, даже супругов в одной постели… Если режиссеры нарушали кодекс, в тюрьму их за это не сажали, само собой, но их фильмы могли не выпустить в прокат: все кинотеатры контролировал Хейс. Все эти годы пикантные сцены жили подпольно. Там режиссеры искали способы обойти запреты. И экспериментировали. Томные взгляды и закусывание губ в начале из фильма «Девушка на мосту», когда герой мечет ножи, через пару мгновений уступают место мягким женским стонам.

Танец как сублимация показан в художественном фильме «Горячие денечки» 1935 года. В нем есть сцена: герой возвращается с романтического свидания и пускается в пляс… Танец, по мнению режиссеров, наиболее подходит как замена физическому влечению, и зритель понимает контекст. Еще один пример: знаменитый «Цирк» Александрова. После того, как героиня Орловой признается в любви, ее суженый на радостях целует ближайшего к себе коня и делает сальто!

"Цирк" 1936 г.
"Цирк" 1936 г.

Довольно распространенным приемом были и визуальные метафоры. Фред Циннеман в экранизации книги «Отныне и во веки веков» обыграл сцену секса на пляже между героями, показав только поцелуи и объятия. Но образ волн, бьющиеся об берег, явно читается как волны оргазма. Еще одна иллюстрация — из легендарной «Касабланки». Сигарета у главного героя явно дает намек на разрядку, произошедшую до этого.

"Касабланка" 1942 г.
"Касабланка" 1942 г.

В 1968 году кодекс отменили, ввели действующую и поныне структуру рейтингов: «для всех зрителей», «для детей в присутствии родителей», «только для лиц старше 17 лет» и т. д. 40 лет режиссеры соревновались в придумывании визуальных метафор. И вот, наконец, их методы и инструменты стали общим местом и прочно вошли в мейнстрим.

В эпоху стриминга киноиндустрия стала свободной как никогда. Большие бюджеты, меньше цензуры, однако, вольность в изображении эротики может расслаблять. Кино — искусство символов и умолчания. Поэтому самым желанным становится то, что остается за кадром. Должен ли такой гигант, как «Netflix» позволять себе такой пацанский расслабон — вопрос без ответа. О чем можно судить точно — у него есть ресурсы и инструменты для того, чтобы сделать визуальное повествование оригинальным и сказать что-то новое в любом жанре.

Хотя, может, мы просто задроты, и такие сцены не стоят такого тщательного анализа? Еще один вопрос без ответа. Или тема для дискуссий?

Автор: Татевик Джилавян

#киноиндустрия #сексуальные отношения #касабланка #бриджертоны #постельные сцены #стриминг