Большой Театр Минска: неспешная прогулка около искусства

720 прочитали

В Минске, признаюсь, достаточно мест, которыми можно восхищаться, любоваться. Среди них, конечно же, и это.

Большой театр Минска
Большой театр Минска

Тут красота. Три танцующие, тонкие, грандиозные девушки в пуантах будто парят на гранитном постаменте. Бронзовая скульптура носит название «Балет» - дело рук народного художника Беларуси Льва Гумилевского и его сына Сергея. Аллея, на которой установлены балерины, называется «балетным».

Три грации
Три грации
Три грации
Три грации

Есть еще несколько аллей, но любая приведет к главному театру страны – Большому Национальному  академическому великому театру оперы и балета #большой театр единственному оперному театру и крупнейшему в братской республике. Это «культурная» глыба, здание театра, бесспорно, является образцом советского довоенного конструктивизма. Авторы выступили И. Г. Лангбард и Г. Лавров. Строительство велось на месте снесённого старейшего в городе Троицкого базара и продолжалось довольно долго — 5 лет. И в конце концов, 10 марта 1938 состоялось его открытие. Открылся театр премьерой оперы Евгения Тикоцкого «Міхась Падгорны» режиссера Л. Литвинова и  дирижера М. Шнейдермана. А первым балетным спектаклем стала постановка знаменитого хореографа Касьяна Голейзовского, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева. В первые годы работы театра на сцене были поставлены оперы «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балет «Лебединое озеро».

Театр когда-то образовался на базе Государственной студии оперы и балета, существовавшей в Минске в 1930—1933 годах, и открылся 25 мая 1933 года постановкой оперы «Кармен». Собственного помещения у театра в то время не было, и вплоть до 1938 года все его спектакли проходили на сцене Белорусского драматического театра.

Большой Национальный  академический  театр оперы и балета
Большой Национальный академический театр оперы и балета

Во время немецкой оккупации 1941—1944 годов здание театра получило повреждения — в первые же дни Великой Отечественной на него попала авиабомба, разрушив зрительный зал, фашисты устроили в полуразрушенном здании конюшни, а интерьеры и убранство театра разграбили и вывезли в Германию. Коллектив заведения в это время находился в эвакуации в Горьком, а потом в Коврове. После освобождения города, театр был тщательно реконструирован и достроен, в частности, появились ярусные балконы в зрительном зале. Вокруг театра был организован парк, также спроектированный Лангбардом. В 1947 году реконструированное здание театра было открыто премьерной постановкой одной из лучших национальных опер «Кастусь Каліноўскі» Д. А. Лукаса, режиссера Б. А. Мордвинова.

В течение 1967 года произошли новые реставрационные и строительные работы — в результате здание получило низкую шлемоподобную крышу. В 1978 году проводилась новая реконструкция здания. Фасад этой прекрасной громадины украшают семь скульптур. В центре красуется Аполлон с нимфами, трубящими о приходе покровителя искусств. Вес этой скульптуры — 7 тонн.  По правую и левую руку от Аполлона стоят еще по две музы.  Каждая из скульптур в высоту около 5 метров и весом чуть менее 5 тонн. Все красавицы, что неудивительно, ведь натурщиками для некоторых скульптур выступили солисты балета театра.

Большой Национальный  академический  театр оперы и балета
Большой Национальный академический театр оперы и балета
Большой Национальный  академический  театр оперы и балета
Большой Национальный академический театр оперы и балета
В СССР театр имел устойчивую репутацию одного из самых ярких и открытых к творческим поискам оперных коллективов, за что в 1940 году получил звание «Большой» и был награждён орденом Ленина, а в 1964 — «академический». В 1989 году на сцене театра была поставлена ставшая шедевром национальная опера «Дикая охота короля Стаха» по произведению В. С. Короткевича, получившая Государственную премию Белоруссии.

Дорогу к парадному входу к театр открывает удивительно красивый фонтан, струи которого мощно бьют вверх, подобно гейзеру. Они пенятся, шумят, разлетаются далеко за гранитную чашу, а потом медленно стекают вниз по  неглубокому гранитному ступенчатому каскаду. Интересная штука - струи в фонтане расположены так, что их контур, как бы повторяет здание театра.

Заглянуть к служебному входу стоит. Именно там находятся две замечательные, юные и уставшие балерины, присевшие на скамейку. Одна в пачке вытянула ровные ножки, предварительно сняв пуанты и положив их рядом, по лицу другой видно, что она устала гораздо больше, перекинула через плечо полотенце, но все равно продолжала на пуантах держать носок. Натурщиками для композиции выступали артисты театра (а именно балерины кордебалета Татьяны Васильченко), так что бронзовая скульптура получилась максимально реалистичной. Жизнь в театре оперы почти круглосуточная. В швейных цехах мастера непрерывно шьют костюмы для новых постановок, на сцене идут репетиции,  ясное дело, что сюжетом композиции стал не танец балерин, а отдых после него.

Балерины, присевшие на скамейку
Балерины, присевшие на скамейку
Уставшая балерина
Уставшая балерина

В сквере имеется оперная аллея. Здесь тоже имеется своя красавица. По виду не молодая, но грациозная, плечи обнажены, платье кружевное - это бронзовая скульптура «Муза оперы». Дело рук молодого (на тот момент) скульптура Сергея Селихова. Памятник получился весьма реалистичным по той причине, что в качестве музы, выступила его родная мать.

Муза Оперы
Муза Оперы
Муза Оперы
Муза Оперы

Жадно гуляя по скверу, нельзя не заметить закрытую, но живую фигуру Максима Богдановича, появившегося здесь 9 декабря 1981 года. Ему как раз исполнилось бы 90 лет в начале 80-х.  Бронзовый поэт просто стоит со скрещенными руками на пьедестале из красного гранита. В руке у него – васильки, любимые цветы молодого гения. Именно васильки встречаются в произведениях Богдановича чаще, чем другие цветы. К ним так лежит душа поэта, они – источник бесконечного вдохновения. Идея воплощения памятника была реализована белорусским скульптором С. Вакаром. Размеры памятника внушительные - 4,6 метров. Тут его поставили неслучайно - поближе к месту, где когда-то жил поэт.

Памятник Максиму Богдановичу
Памятник Максиму Богдановичу

Прогулка по майскому Минску завершилась. Буду двигаться дальше.

Спасибо, что дочитали до конца. Я буду стараться и дальше вас радовать и совершенствоваться.

Подписывайтесь на мой канал.

Еще, друзья, у меня есть несколько постов о Белоруссии:

Ниже ссылки:

Орша (часть первая), Орша (часть вторая)

Могилев (главная площадь), Могилев (достопримечательности), Могилев (краткая история), Минск

Буйничи, Брест, Брест (про фонари), Брест (нетуристический), Брестская Крепость Чижовка, две минские легенды

#Минск #балет #опера #беларусь #искусство #достопримечательности минска #архитектура