Найти в Дзене

Три способа сложения и вычитания с переходом через десяток.

Первые математические действия, которое изучают дети в школе, это сложение и вычитание. И пользуемся мы ими всю жизнь. Одним из трудных моментов школьников начальной школы в освоении этих математических операций является счет с переходом через десяток. Овладев несколькими способами для таких вычислений, можно ощутимо повысить скорость устного счета. Что актуально для учащихся любого возраста и для взрослых. Таких способов три: 1. Первый способ. Прибавляется (или вычитается) по единице некоторое количество раз. Например: Дети обычно делают это так: при сложении начиная с первого слагаемого считают по порядку, загибая пальцы или отслеживая в уме количество названных чисел. Я считаю этот способ малоэффективным, неудобным, с большой вероятностью ошибки. Однако, для чисел до пяти вполне применим. И что интересно, в последнее время в моей практике встречается все больше детей, считающих таким образом. 2. Второй способ. Для сложения: сначала дополняется первое слагаемое до 10, а потом прибав
«изображение: Freepik.com»
«изображение: Freepik.com»

Первые математические действия, которое изучают дети в школе, это сложение и вычитание. И пользуемся мы ими всю жизнь.

Одним из трудных моментов школьников начальной школы в освоении этих математических операций является счет с переходом через десяток. Овладев несколькими способами для таких вычислений, можно ощутимо повысить скорость устного счета. Что актуально для учащихся любого возраста и для взрослых.

Таких способов три:

1. Первый способ. Прибавляется (или вычитается) по единице некоторое количество раз.

Например:

-2

Дети обычно делают это так: при сложении начиная с первого слагаемого считают по порядку, загибая пальцы или отслеживая в уме количество названных чисел.

Я считаю этот способ малоэффективным, неудобным, с большой вероятностью ошибки. Однако, для чисел до пяти вполне применим. И что интересно, в последнее время в моей практике встречается все больше детей, считающих таким образом.

2. Второй способ.

Для сложения: сначала дополняется первое слагаемое до 10, а потом прибавляются оставшиеся единицы.

Для вычитания: сначала вычитается столько единиц, чтобы осталось 10, потом из десяти вычитаются остальные единицы.

-3

Это самый распространенный способ, которым пользуются и взрослые и дети.

3. Третий способ.

Для сложения: сначала прибавляется число 10, а затем вычитаются лишние единицы.
Например: к 7 прибавить 9, сначала прибавим к 7 число 10, будет 17.
Но 9 меньше чем 10 на единицу, то есть она лишняя.
Вот ее мы и вычитаем 17, будет 16.

-4

Для вычитания: сначала вычитается число десять, а потом добавляются те, что вычлись лишними .

Например: из 15 вычесть 7. Сначала вычитаем из 15 число 10, будет 5.
Но так как 10 больше 7 на 3, то мы вычли лишние 3 единицы.

Добавим их к 5 будет 8.

-5

Таким способом считают немногие. Однако он вполне может быть удобным при прибавлении или вычитание числа близкого к десяти.

Существует еще один способ, это обратиться к таблице сложения. Но я его даже не выделила, поскольку считаю его неприемлемым.

Напишите пожалуйста в комментариях, а какой способ чаще всего используете вы и ваши дети?

Я думаю, что каждый способ заслуживает внимания. И если владеть всеми тремя, и использовать каждый в удобных случаях, это существенно упростит счет с переходом через десяток.

К тому же, знание нескольких способов решения одной и той же задачи, можно использовать для проверки правильности ответа на экзамене или при контрольной работе. Если посчитать разными способами, ответ должен получиться один и тот же.