Когда человек слышит слово, в мозгу возникает цепочка визуальных образов, сформировавшихся в процессе жизни. Образы вызывают эмоции.
Например, вам говорят, что на просёлочной дороге произошла авария. Вы однозначно представляете НЕ шумный проспект многолюдного города, а тихий тракт, окружённый деревьями, время суток и года, две машины… Воображение рисует детали происходящего, а ведь вам сказали лишь пару слов.
Давайте попробуем рассмотреть нюансы происшествия в разных вариантах. Итак, вы слышите, что:
- один автомобиль поцарапал другой;
- один автомобиль повстречался с другим;
- один автомобиль врезался в другой;
- один автомобиль помял другой;
- один автомобиль снёс другой.
Согласитесь, что при каждом варианте у вас возникали разные визуальные образы и эмоции. Вот так, меняя всего одно слово в предложении, можно создавать совершенно разные настроения.
📌Подпишись, если мои темы близки тебе.📌
Было проведено исследование. Респондентов попросили оценить степень повреждения автомобиля и ответить на вопрос, целы ли у него стёкла? При словах «один автомобиль поцарапал другой» большинство ответило, что повреждения незначительные, а стёкла целы. В случае же «один автомобиль снёс другой» испытуемые были уверены, что автомобили почти не подлежат восстановлению, а стёкла, безусловно, разбиты. Отличие всего в одно слово, а такая разница в восприятии людей!
Всё дело в индивидуальном когнитивном опыте и способах кодирования информации, когда при изменении одного слова полностью меняется общая картина восприятия какого-либо факта. Это называется смещением когнитивных рамок. Таким образом пропаганда может преувеличить или уменьшить значимость того или иного события, а также вывести человека на необходимые эмоции.
Как используется этот приём:
1. Можно сказать «ирония коллег», а можно «абьюз и буллинг на работе».
2. Можно сказать «толстые немытые феминистки устроили беспорядки с драками на улицах города», а можно «в городе прошёл съезд бодипозитивщиц».
В первом примере используются сразу два приёма пропаганды: «смещение когнитивных рамок» и «негативный ярлык», от чего эффективность воздействия на аудиторию возрастает в несколько раз.
Пропаганда старается выбрать такие слова, чтобы люди, передавая друг другу информацию, ещё больше усиливали эмоциональное напряжение. Так легко посеять панику. Как говорил Макс Фрай: «Собственная паника, отразившаяся в зрачках ближнего, возрастает не в геометрической даже, а в какой-то небывалой, не поддающейся математическому описанию, прогрессии».
Как защитить себя
1. Очень важно разотождествить сам факт и эмоции, которые вызывает информация о нём.
2. Проверить достоверность происходящего. Понимать, на самом ли деле факт имеет место быть или же это просто информационный «вброс». Бывает, вам говорят, что «злобный пёс набросился на ребёнка», а на самом деле той-терьер ухватился за штанину 16-летнего парня.
3. Сравните информацию из нескольких источников, множество деталей могут не совпадать.
4. Подождите. Через промежуток времени, как правило, появляются более обнадёживающие данные, т.к. гипертрофирование идёт при первоначальной подаче.
Другие #приемы_пропаганды откроются по клику на тег.
Для тех, кому интересно узнать о работе в Интернете, мой канал в Телеграм: https://t.me/matvey010101
Обучаю и помогаю найти работу в Интернете. Промокод на скидку 8% на любую обучающую программу: SVRNC066A3E
Ещё прикольный канал о работе, деньгах, жизни и любви от моего соавтора. А это чтобы улыбнуться.