На приёме у психолога семья с четырехлетним сыном. У мальчика проблемы в детском саду: он не может найти друга. Только сдружится с кем-нибудь, как недели не проходит, и друзья ссорятся, а «предатель» уже играет с кем-нибудь другим. Артем вынужден искать себе нового друга, с которым история повторяется. И так весь учебный год. Мальчишка переживает из-за сложившейся ситуации, часто находится в плохом настроении, не хочет ходить в детский сад, у него нарушен сон и аппетит, страдает самооценка и уверенность в себе.
Обо всем этом я узнала со слов мамы ребенка. Пока она самым подробнейшим образом описывала неудачи сына, часто со слезами на глазах, два раза останавливаясь в рыданиях, Артем совершенно спокойно сидел рядом и с интересом осматривал кабинет. Папа ковырялся в своем телефоне. Иногда Артем и папа незаметно пинали друг друга, исподтишка корчили рожицы и скрытно улыбались. И было совсем не похоже, что у Артема есть какие-то проблемы. Скорее они у мамы.
- А вы, когда были маленькой, ходили в детский сад?
- Я? Да…
- У вас была лучшая подруга?
- Эээ… Я сад, честно говоря, не помню, а вот в начальной школе – была. Но как-то мы то дружили, то - нет, не складывалось….
- Обидно Вам было?
- Конечно… Переживала…
Вот и ответ. Как в песне поется: «Все, что я не смог, мечтаю воплотить в тебе». Только мама забыла, что ее ребенок - это не она, у него могут быть другие потребности и таланты, и он абсолютно точно растёт в другой среде. Свою неотработанную проблему, свой негативный опыт мама транслирует сыну:
- Ты идешь в сад, чтобы найти друга.
- Друг - это самое важное!
- С кем ты подружился?
- Ты сегодня играл со своим другом?
Слишком много родительской тревоги сосредоточено вокруг этой темы. Ребенок чувствует ее чрезмерную значимость для родителя. Он знает, что вечером мама спросит именно это: кто его друг, с кем он подружился, с кем играл. Он понимает, что можно взять дорогую игрушку в садик, если сказать маме, что это для друзей. Он заметил, что если не хочешь сегодня в садик, стоит напомнить маме, что у тебя там "нет друзей" или "проблемы с общением"- и мама уже готова оставить дома, накупить сладостей и вечером катать на каруселях, призванных приглушить душевные страдания (мамины).
Немного теории для родителей: до 6-7 лет дети только учатся дружить
На протяжении всего дошкольного возраста самыми значимыми людьми для детей являются не сверстники, а взрослые: прежде всего, родители и педагоги. Доброжелательные отношения с ними для дошкольников важнее всех других.
В целом, дружеские отношения в дошкольном возрасте быстро устанавливаются и так же быстро прерываются, без каких-либо сожалений об этом со стороны детей. Объекты дружбы меняются в зависимости от внешних обстоятельств: на смену отсутствующему «другу» легко приходит другой ребенок. Дошкольник при этом чувствует себя комфортно.
В детском саду ребята только учатся дружить. "Дружеские" отношения начинаются с симпатии, интереса друг к другу, желания играть вместе. Примерно до 3-4 лет дети не владеют в полной мере понятием "дружба", не могут объяснить, чем им нравится тот или иной ребенок. Это так называемый доосознаваемый этап дружбы.
В средней группе детского сада возникают дружеские объединения (несколько детей, выделяющих друг друга среди сверстников и стремящихся проводить время вместе). Абсолютно нормально, если дети 4-5-6 лет проводят время в компании: им так весело, они учатся взаимодействовать, решать спорные ситуации. Они еще не нуждаются в одной родственной душе, полном взаимопонимании и доверии (это потребности подросткового возраста).
И только ближе к школе ребенок может найти "лучшего друга". Может, но не должен. Многим детям комфортнее общаться с несколькими сверстниками. Друг -это не обязательный атрибут психического развития и социализации.