Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Платошинский детский сад «Солнышко»
Проект «Копилка слов»
Разработка:
педагог средней группы №2
Белослудцева Мария Вячеславовна
2021г.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Сроки реализации: долгосрочный проект - 8 месяцев (1 октября 2021 – 31 мая 2022)
Участники проекта:педагоги, родители и дети группы.
Возраст: 4-5 лет.
Актуальность: Активизировать детский словарь – значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Обогащение словаря детей, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование речевого общения.
Цель: Создание оптимальных условий для обогащения и активизации словаря детей средней группы с помощью акции «Копилка слов» и речевых, дидактических и подвижных игр.
Задачи:
1. Активизировать и обогатить словарь детей при помощи еженедельного события «Копилка слов» при активном участии родителей воспитанников и воспитателей.
2. Активизировать словарь при помощи речевых игр.
3. Мотивировать родителей воспитанников принять участие в акции «Копилка слов».
4. Развить умение вслушиваться в речь взрослого, развить слуховое внимание и слуховую память, умение чётко выполнять речевые инструкции.
Ожидаемые результаты в отношении детей:
1. К концу проектной деятельности дети должны узнать около 100 новых слов и прилагательных.
2. Так же дети будут владеть более четкой и связной речью благодаря изучению и проигрыванию речевых игр.
3. Воспитанники научатся четко выполнять речевые инструкции. Показателем успешной реализации проекта будет положительная динамика в качественных изменениях развития словаря у детей средней группы.
Ожидаемый результат в отношении родителей воспитанников:
1. Принятие активного участия в расширении словарного запаса детей.
2. Принятие активного участия в акции «Копилка слов».
3. Налаживание конструктивного взаимодействия с воспитателями группы и внесение предложений и замечаний в их работу.
4. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе обогащения и активизации словаря у детей.
Ресурсное обеспечение проекта:
- методическая литература, художественная литература;
- уголок «Копилка слов» в приемной группы;
- дидактический материал по речевым играм;
- наглядный материал (иллюстрации, речевые улитки, чистоговорки, логорифмические стишки, логопедические распевки);
Продукт проекта:
Акция «Копилка слов» и картотека «Речевые игры». Совместная творческая работа с родителями воспитанников и детьми на тему «Самое интересное слово».
План мероприятий
Этапы
Действия,
мероприятия
Участники
Результат
Сроки
Подготовительный
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников.
- Подбор материала и оборудования для начала долгосрочной акции «Копилка слов».
- Подбор материалов и составление картотеки речевых игр для средней группы.
- Проведение онлайн-встречи с родителями для ознакомления с планом проекта и мотивации для совместной работы.
Педагоги, родители воспитанников
- Составлен план работы.
- Подобрано оборудование для акции «Копилка слов».
- Подобран материал (чистоговорки, логопедические распевки, НОД по речевому развитию детей в средней группе) и составлена картотека речевых игр для детей средней группы.
- Проведена онлайн- встреча с родителями. Они ознакомлены с планом проекта и замотивированы на совместную работу.
Октябрь 2021 г.
Основной
Речевое развитие:
1. Ознакомление детей с новым уголком в приемной «Копилка слов».
2. Включение в КТП педагога речевых игр на протяжении всего учебного года.
3. Консультирование родителей «Речевое развитие детей», «Формирование активного словарного запаса», «Дидактические пособия для развития речи детей 4-5 лет».
Педагоги, дети, родители воспитанников
1. Была проведена игра – экскурсия с детьми в уголок «Копилка слов».
2. Была проведена беседа «Для чего нам нужно узнавать новые слова».
3. В КТП педагогов были включены следующие речевые игры: «Кто как разговаривает?», «Кто где живёт?», «Подскажи словечко», «Горячий – холодный», «Из чего сделано?», «Разложи по полочкам», «Кто кем был?», «Что звучит?», «Что бывает осенью?», «Лови да бросай – цвета называй», «Что бывает круглым?», «Назови ласково», «Весёлый счет» и т.д.
4. Были проведены консультации родителей с применение папок – передвижек на темы «Речевое развитие детей», «Формирование активного словарного запаса», «Дидактические пособия для развития речи детей 4-5 лет».
В течении всего проекта
Социально – коммуникативное развитие:
1. Интегрированное занятие «Путешествие в страну сказок».
2. Интегрированное занятие «Здравствуй, зимушка – зима».
3. Интегрированное занятие «Путешествие в волшебный лес».
4. Интегрированное занятие «Поможем светофору».
Педагоги, дети
1. НОД «Путешествие в страну сказок».
2. НОД «Здравствуй, зимушка – зима».
3. НОД «Путешествие в волшебный лес».
4. НОД «Поможем светофору».
15 октября
6 декабря
14 февраля
11 апреля
Художественно – эстетическое развитие:
1. Логопедические распевки.
Педагоги, дети
1. Дети разучили такие логопедические распевки: «Лиса», «Цыплятки», «Параход», «Соня-соня», «Игра», «Поросята», «Змея».
В течение всего проекта
Заключительный
1. Составление картотеки речевых игр для детей средней группы.
2. Проведение акции «Копилка слов» совместно с родителями воспитанников.
3. Проведение совместной творческой работы с родителями воспитанников и детьми на тему «Самое интересное слово».
Педагоги, дети, родители воспитанников
Дети совместно с родителями и педагогами приняли участие в акции «Копилка слов». Результатом проведения акции стало пополнение активного словарного запаса детей, а так же повышение педагогической компетентности родителей в вопросе обогащения и активизации словаря у детей. Педагог составила картотеку речевых игр для детей средней группы. Так же была проведена совместная творческая работа с родителями воспитанников и детьми «Самое интересное слово» на закрепление полученного результата и для проведения дальнейшей рефлекии.
16 мая
Возможные риски: болезнь детей.
Литература:
1. Лебедева Л. В., Козина И. В. И. Игры и упражнения с родственными словами.
2. Опыт работы учителей –логопедов: Мальниковой Н. Е., Вастаевой А. Т, Емельяновой Н. И., Лакомых С. М., Черниковой Н. Г.
3. http://logoportal.ru/formirovanie-navyikov-slovoobrazovaniya-prityazhatelnyih-prilagatelnyih/.html
4. https://vk.com/music/playlist/-37891310_51593463
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/03/11/rechevye-igry-v-sredney-gruppe
6. https://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-razvitiyu-rechi/srednyaya-gruppa