Так считает преподаватель географии из Королёва Карина Яхно. По результатам конкурса «Учитель года Подмосковья – 2022» она вошла в топ-15 лучших педагогов Московской области. Мы встретилисьс Кариной Евгеньевной и поговорили о современной школе, о компетенциях будущего и о том, как превратить школьный урок в полноценную исследовательскую миссию.
– Карина Евгеньевна, расскажите немного о себе. Как вы стали педагогом, как развивался ваш профессиональный путь от принятия решения стать учителем и до такой высокой оценки вашего мастерства на конкурсе.
– Здесь какой-то захватывающей истории не будет. С самого раннего детства у меня была мечта стать педагогом. Немножко сложнее было определиться с предметом, но я попала в класс к замечательному учителю географии Валентине Фёдоровне Селезнёвой. Она преподавала волшебство. Не влюбиться в предмет было невозможно. С пятого класса я понимала, что стану учителем географии. Мои родители отнеслись скептически к этой цели. Но я смогла отстоять свою точку зрения, поступила в вуз и в 20 лет пришла работать в школу. В ту самую гимназию №5, где училась сама. В сентябре будет 12 лет, как я преподаю.
– Говорят, что современные дети другие. Расскажите, какие они?
– Наверное, я не буду объективной, потому что очень люблю детей, с которыми работаю. Я говорю совершенно искренне: современные дети – чудесные! Они лучше, чем были мы. Дети, которые приходят в пятый класс, уже имеют сформированную точку зрения на многие вещи. Их по-серьёзному волнуют такие проблемы, которые нас в 11 – 12 лет не интересовали, например, окружающая среда и переработка мусора.
– Как же учить «других детей»?
– Нужно быть наравне с ними. Уж точно не позволять себе отставать. Обязательно использовать в обучении средства, которые интересны детям. Многие возмущаются засильем гаджетов. Но любую вещь можно применить во благо.
– Как вы применяете гаджеты на уроках?
– Существует огромное количество информационно-коммуникационных технологий, которые могут пробудить интерес к географии. Каждый из нас смотрит прогноз погоды, работает с навигаторами. Всё это доступно благодаря спутникам и спутниковому дистанционному зондированию. Так почему бы не использовать на уроках спутниковые карты? Или не познакомить класс с виртуальными 3D-турами путешествий по планете? Не у каждого есть возможность оказаться в джунглях Амазонии или поплавать у Большого кораллового рифа. При помощи 3D-тура каждый ребёнок может это сделать. Это не развлекательный контент, а полноценное обучающее средство, которое должно быть использовано на уроке. Это только два примера. На самом деле возможностей гораздо больше.
– Вы даже сотрудничаете с NASA.
– Наша школа участвует в международном космическом эксперименте. Эта миссия организована РКК «Энергия» и Роскосмосом в сотрудничестве с NASA. Миссия даёт возможность управлять камерой на борту МКС. Два раза в год, в октябре и в апреле, школьники получают доступ к камере на борту Международной космической станции. Они могу задать параметры любой точки на поверхности планеты, и камера сделает фотографию этой точки из космоса. Таким образом дети получают свои собственные авторские снимки. Одну из самых интригующих фотографий сделал ученик моего класса Георгий Базирашвили. На ней в кадр попал неопознанный летающий объект. Мы с детьми очень долго выясняли, что же это такое: мониторили сайты Роскосмоса, NASA и даже китайские сервисы. Тайна снимка не открывалась. Путём долгих изысканий нам удалось узнать: когда камера МКС выполняла снимок по запросу Георгия, над той точкой пролетала капсула, доставлявшая топливо и продовольствие на станцию. Беспилотная капсула. Наше расследование оказалось очень полезно. Дети поняли, что не всё можно «погуглить». Информацию нужно учиться добывать. Это целое приключение. Кроме капсулы интересных снимков было много: дети фотографировали пожары в Амазонии, заснеженные вулканы Камчатки, Асуанскую плотину, панели солнечных электростанций в Сахаре, искусственные острова ОАЭ. Чтобы сделать качественный снимок, нужно учесть ряд факторов, например особенности погоды в этой точке в текущее время года. Никому не хочется получить снимок, затянутый серой пеленой облаков. Мои ученики умеют просчитывать такие риски.
– А свои родные дома ученики фотографируют?
– Дети первым делом, когда получают доступ к геоинформационным системам, ищут свой дом и свою школу. Это классика. Но, к сожалению, орбита полёта МКС проходит в основном над экватором. Поэтому территория России почти недоступна. Только юг: дельта Волги, Крым, Кавказ, Байкал. Жаль, но у нас нет ни одного снимка Королёва.
– Сейчас в школах города появляются мини-технопарки по типу Кванториума. Скажите, какие возможности для учеников открывает оборудование, входящее в состав геокванта?
– Я буду, наверное, предвзятой. Мне кажется, геоквант самый удачный из всех. Это уникальное оборудование. Представьте, с этим оборудованием можно принимать участие в миссии круглогодично. Для этого не нужно сотрудничать с корпорациями, зависеть от изменчивых политических обстоятельств. Геоквант даёт доступ к снимкам со спутников, а не с МКС. Следовательно, нет ограничения траектории. Мы сможем работать и с Крайним Севером, и с родным городом Королёвом. Геоквант позволяет играть масштабом и проводить спектральный анализ зафиксированной территории. Это открывает огромные возможности обычному ученику обычной школы. Это вдохновляет!
– Будем надеяться, что такой геоквант откроется и в вашей гимназии. На основании школьных дисциплин выстривают карты компетенций. И у меня такой вопрос: основой каких профессий служит география?
– География лежит в основе самых разных компетенций, которые необходимы абсолютно каждому жителю планеты Земля. География учит работать с глобальными экологическими, климатическими проблемами современности, воспитывает осознанного потребителя. Если говорить о профессиях, то это геологи, специалисты по природопользованию, эксперты геоинформационных систем (анализируют спутниковые снимки). А ещё есть геодезия и картография – без этих знаний невозможно строительство городов и промышленных объектов. И климатологи, океанологи, экологи, почвоведы. Ну и, конечно, учителя географии.
– Карина Евгеньевна, как вы относитесь к отметкам? В XXI веке они всё ещё нужны?
– По моему мнению, пяти баллов не хватает. Ведь реально их четыре. Мы же не ставим единицу. Было бы интересно поработать с десятибалльной шкалой. Или без оценок в принципе. Но мне кажется, оценка нужна прежде всего самому ребёнку, чтобы видеть личный прогресс. Именно свой, а не в сравнении с классом. Общие рейтинги – это зло. Другой вопрос, что пятибалльной шкалы мало для полноценной обратной связи. Иногда мы ставим ученику четвёрку из желания поощрить старания. А потом ученик проявляет себя, и четвёрка обретает силу. Это уже почти пятёрка. Но ему это непонятно. Ребёнок видит в электронном журнале всё те же четыре балла. Это может демотивировать.
– Если бы у вас был шанс что-то кардинально изменить в современной российской школе, что бы это было?
– Учителей нужно освободить от бесконечных отчётов. Это только отнимает время от действительно важных вещей. Несмотря на то что я 12 лет преподаю, ответственно готовлюсь к каждому уроку. Лучше посвящу своё время поиску нового материала и освоению свежих педагогических приёмов, чем бюрократии. Что касается программ, то мне хочется большей синхронизации между предметами. Боль всех географов – масштаб. Мы сталкиваемся с этим понятием в пятом классе, а по математике его изучают только в шестом. И когда мы объясняем детям масштаб в пятом классе, они не понимают, что это такое. Можно синхронизировать темы географии и истории, географии и биологии, географии и литературы. Это было бы эффективно и удобно для всех.
– И в заключение... Конкурс «Учитель года Подмосковья» был непростым испытанием, но принёс вам профессиональное признание на уровне региона. Говорят, после таких событий человек становится другим. Что вы открыли в себе?
– Я глубоко анализировала этот момент. Обычно бываю к себе очень критична. Мне всё время кажется, что недоработала, что можно было лучше. Конкурс показал, что всё в порядке. Другие видят во мне то, чего я сама не замечаю. Вот, наверное, ради этого стоило пройти испытание. Конкурс помог мне увидеть невероятные примеры нравственного благородства людей. Люди – это самое ценное. Мощнейшую поддержку в самый трудный момент мне оказали коллеги из Королёва и... другие участники. Вечером перед одним из финальных этапов ребята просто постучались ко мне в номер и сказали, что пришли помогать с подготовкой. Я думала, так бывает только в кино. Они работали со мной всю ночь. Не знаю, сделала бы я также на их месте или предпочла бы отдохнуть. Меня это тронуло до слёз. Искренние, настоящие поступки людей – лучший мотиватор личностного роста в каждом из нас.
Преподаватели из Королёва регулярно принимают участие в конкурсе «Учитель года Подмосковья» и показывают высокий уровень профессионализма.Вот результаты за последние три года:
2018 год – Елена Александрован Дахно, учитель химии МБОУ «Гимназия №5», вошла в тор-5 лучших педагогов Московской области, лауреат конкурса «Учитель года Подмосковья – 2018».
2020 год – Ольга Николаевна Петова, учитель музыки МБОУ «Гимназия №18 им. И.Я. Илюшина», вошла в тор-15 лучших педагогов Московской области.
2021 год – Мария Олеговна Чаплыгина, учитель английского и испанского языков МБОУ «Гимназия №17», вошла в тор-15 лучших педагогов Московской области.
2022 год – Карина Евгеньевна Яхно, учитель географии МБОУ «Гимназия №5», вошла в тор-15 лучших педагогов Московской области.