Найти в Дзене

Янтарный кабинет в Кёнигсберге

Оглавление

Почти за два с половиной столетия своего бытования перед войной янтарные панно пришли в удручающее состояние: из-за деформации дубовых досок и сильного пересыхания клея янтарь сыпался, и на 1941 г. была намечена масштабная реставрация.

Однако война нарушила эти планы. Она не только не позволила произвести реставрацию, но и привела к утрате этого шедевра. По причине осыпания янтаря музейные сотрудники не смогли эвакуировать янтарные панели, законсервировав их на месте.

Однако, когда 16 сентября 1941 г. гитлеровцы оккупировали г. Пушкин (бывшее Царское Село), за 36 часов они демонтировали янтарные панели и вывезли их в Кёнигсберг.

Во время войны Янтарная комната собиралась в Кёнигсберском замке:

об этом факте мы знаем по фотографиям из немецкого журнала «Пантеон», опубликованным ранней весной 1942 г. Тогда одна из флорентийских мозаик уже отсутствовала и была заменена зеркалом.

В 1945 г. при наступлении советских войск панно со стен сняли, спрятали или вывезли в неизвестном направлении, и следы их потерялись...

Янтарный кабинет в Кёнигсберском замке Фотография, опубликованная в журнале «Пантеон». 1942
Янтарный кабинет в Кёнигсберском замке Фотография, опубликованная в журнале «Пантеон». 1942

Оккупация г. Пушкина. Разрушение дворца.

В годы Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль бывшей императорской царскосельской резиденции сильно пострадал.
В течение двух с половиной лет в городе хозяйничали фашисты. Залы Екатерининского дворца были переоборудованы в казармы, в дворцовой церкви устроен гараж, парки — изрыты траншеями и опутаны колючей проволокой.

С первых же дней оккупации началось разграбление и уничтожение оставшегося убранства: книгами и паркетами топились печи, со стен сдиралась шелковая обивка, разбивались зеркала, вырезались плафоны, предметы декоративно-прикладного искусства, которые не успели эвакуировать музейные сотрудники, отправляли в Германию. Перед уходом в подвалы Екатерининского дворца фашисты заложили 11 бомб замедленного действия, заминировали парк и павильоны. И только благодаря стремительному наступлению советских войск чудовищный план был сорван.

После освобождения города в январе 1944 г. Екатерининский дворец в буквальном смысле лежал в руинах. Лишь в 16 из 57 интерьеров частично сохранилась художественная отделка.

Разрушенная анфилада Екатерининского дворца. 1944
Разрушенная анфилада Екатерининского дворца. 1944

Проект воссоздания Янтарной комнаты

После войны создаются комиссии и экспедиции по розыску Янтарной комнаты в Кёнигсберге, одним из активных участников которых стал музейный сотрудник А. М. Кучумов. На развалинах кёнигсберского замка им были найдены фрагменты трех обгоревших флорентийских мозаик, однако версию о гибели всего интерьера Кучумов отвергал.

С тех пор поиску Янтарной комнаты посвящены сотни статей и десятки книг, многие ученые и обычные искатели приключений десятилетиями пытаются разгадать эту тайну, однако судьба похищенных во время войны янтарных панелей до сих пор остается неизвестной.

10 апреля 1979 г. Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарной комнаты. Для осуществления этого амбициозного проекта, не имевшего аналогов в мировой реставрационной практике, специалисты располагали 86 черно-белыми фотографиями, цветным автохромом и несколькими десятками кусочков оригинального янтарного декора. На основании этих исторических материалов и архивных документов под руководством главного архитектора Екатерининского дворца-музея А. А. Кедринского был разработан проект воссоздания Янтарной комнаты. После десяти лет подготовки началось второе рождение уникального интерьера.

А. А. Кедринский. Янтарная комната в Екатерининском дворце. Проект воссоздания
1983. ГМЗ «Царское Село»
А. А. Кедринский. Янтарная комната в Екатерининском дворце. Проект воссоздания 1983. ГМЗ «Царское Село»

Процесс воссоздания.

При Екатерининском дворце-музее была образована творческая мастерская по художественной обработке янтаря — уникальный коллектив камнерезов-реставраторов, названный впоследствии «Царскосельской янтарной мастерской».

Важнейшим начальным этапом работы над воссозданием интерьера стала прорисовка всех янтарных панно в натуральную величину. В процессе создания цветовых эталонов возникла проблема определения колорита декора, так как в распоряжении реставраторов имелись всего один цветной автохром и акварель с изображением фрагмента цокольной панели. Колористическую гамму с большой точностью удалось установить путем сравнения довоенных черно-белых фотографий Янтарной комнаты со специально сделанными черно-белыми фотоизображениями найденных фрагментов отделки и спасенных в эвакуации янтарных изделий.

На основании проекта и имеющихся фотографий скульпторы в пластилине вылепили в натуральную величину все элементы декора. Высоту рельефа определили благодаря уникальному методу фотограмметрии, разработанному во ВНИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела.

По созданным цветовым и лепным эталонам мастера-камнерезы вырезали детали в янтаре.

А. А. Кедринский. Цветовой эталон большой янтарной рамы восточной стены
А. А. Кедринский. Цветовой эталон большой янтарной рамы восточной стены
Большая янтарная рама восточной стены. Модель в пластилине. Скульпторы Е. Н. Анохина и Ю. В. Анохин
Большая янтарная рама восточной стены. Модель в пластилине. Скульпторы Е. Н. Анохина и Ю. В. Анохин

Мозаика из янтаря

В отделке Янтарной комнаты присутствуют все виды художественной обработки балтийского янтаря: плоский мозаичный набор, сложнопрофилированная, объемная и инталийная резьба.

В технике плоского набора исполнены гладкие поверхности панно: пятимиллиметровые пластины янтаря разных форм, размеров и оттенков при помощи специальной мастики были приклеены на деревянную основу для создания впечатления единой золотисто-медовой мозаики.

Все сложнопрофилированные элементы декора (рамы, тяги, карнизы) были составлены из большого числа кусочков янтаря, которым придана единая конфигурация, а их торцы прочно состыкованы.

На заключительном этапе все воссозданные элементы янтарной панели шлифуются и временно монтируются на стенд. После предварительной сборки янтарь окрашивают путем термической обработки и варки в специальных красящих растворах, после чего все детали с помощью мастики вновь монтируют на деревянную основу и тщательно подгоняют друг к другу. Затем излишки мастики убирают, а поверхность натирают до блеска.

При выборе подходящей деревянной основы, состава красителей и мастики реставраторы обратились к специалистам из различных научно-исследовательских институтов и лабораторий.

Мастер-камнерез В. Мясников за воссозданием янтарного панно Конец 1990-х гг.
Мастер-камнерез В. Мясников за воссозданием янтарного панно Конец 1990-х гг.

Объёмная резьба

Объёмная резьба включает в себя гирлянды из фруктов и цветов, картуши, листья аканта, орнаментальные и многофигурные композиции.

Эта резьба, для которой используется самый лучший янтарь, выполняется из крупных цельных самородков или склеенных кусков.

Это самый сложный вид резьбы, требующий высочайшей квалификации, многолетнего опыта и совершенного мастерства. Поэтому предварительно скульпторы выполняют модели будущих деталей декора: ветхозаветных персонажей, богов Олимпа, резвящихся амуров и причудливых завитков рокайля.

Детали большой рамы южной стены Янтарной комнаты
Детали большой рамы южной стены Янтарной комнаты
-8

Инталия

Инталия — это гравировка, выполненная на прозрачных кусочках янтаря с внутренней стороны. Пластины, предназначенные для такого декора, предварительно шлифуются и прокаливаются.

Рисунок наносится на обратной стороне пластины на глубину 1 мм, а под пластину с гравировкой подкладывается цветная фольга.

В этой технике выполнены все геральдические композиции на панелях цокольного яруса (орлы, вензеля), а также медальоны с пейзажами на узких панно и на больших рамах вокруг флорентийских мозаик.

Реставратор исполняет гравировку по янтарю
Реставратор исполняет гравировку по янтарю
Инталия «Пейзаж с мельницей» Инталия «Морской пейзаж»
Инталия «Пейзаж с мельницей» Инталия «Морской пейзаж»
Инталия «Морской пейзаж»
Инталия «Морской пейзаж»

Флорентийские мозаики

Самым сложным оказалось воссоздание флорентийских мозаик, поскольку в распоряжении реставраторов сначала имелись лишь довоенные черно-белые фотографии.

Однако научное исследование, целью которого было установление авторства и места изготовления наборных композиций, привело к счастливой находке. Выяснилось, что в Италии, в Музее флорентийской мануфактуры (Флоренция) сохранились живописные изображения, по которым мозаики изготавливались в середине XVIII в.

С этого момента возможность воссоздания мозаик уже не вызывала сомнений, но возникли другие проблемы, связанные с поиском и сбором соответствующего каменного сырья. Чтобы мозаичные картины были максимально

приближены к живописным оригиналам, потребовалась огромная цветовая палитра природных оттенков самоцветного сырья, собранного со всей территории бывшего СССР и стран дальнего зарубежья: уральские яшмы, алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремни, забайкальский лазурит, североуральские моховые агаты, а также пакистанский полупрозрачный оникс и др.

В 1997 г., когда воссоздание флорентийских мозаик было завершено, из Германии пришло сенсационное известие об обнаружении оригинальной мозаики «Осязание и Обоняние», похищенной нацистами в годы войны при демонтаже Янтарной комнаты.

После долгих переговоров в 2000 г. оригинал был возвращен в ГМЗ «Царское Село», и реставраторам представилась редкая возможность — сравнить его с уже воссозданным произведением. Они оказались практически идентичными, и вопрос о правомерности принятого решения о воссоздании Янтарной комнаты был закрыт.

Мастер-камнерез Р. Н. Шафеев за воссозданием мозаики «Вкус»
Мастер-камнерез Р. Н. Шафеев за воссозданием мозаики «Вкус»

Открытие Янтарной комнаты.

После почти 25-летней кропотливой работы в дни празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга Янтарная комната вновь распахнула двери для посетителей Екатерининского дворца-музея.

На воссоздание Янтарной комнаты ушло около 6 тонн балтийского янтаря и потрачено более 11 млн долларов. На последнем этапе восстановительные работы велись за счет безвозмездной помощи в размере 3,5 млн долларов, выделенных немецким концерном «Рургаз», ставшим эксклюзивным спонсором этого проекта.

31 мая 2003 г. Янтарная комната была торжественно открыта в присутствии президента России В. В. Путина, Канцлера ФРГ Г. Шрёдера, а также глав других ведущих мировых держав.

Сегодня воссозданный интерьер демонстрирует преемственность культур разных эпох и народов. Гости Царского Села не перестают восхищаться завораживающей красотой солнечного камня и отдают должное самоотверженному труду и виртуозному мастерству современных реставраторов.

Воссозданная Янтарная комната
Воссозданная Янтарная комната

Шахматы Кёнигсберг.

Среди предметов, принадлежавших Елизавете Петровне, в коллекции представлена роскошно оформленная доска для игры в «мельницу», шахматы и трик-трак с набором из 26 (первоначально 36) костяных фишек, созданная в начале XVII в.

в Кёнигсберге — одном из первых и главных центров обработки янтаря в Европе. Художественно-стилистическое решение и особенности конструкции позволяют отнести данный предмет к работам знаменитого кёнигсбергского резчика по янтарю Г. Шрайбера, прославленного «мастера королевских шахмат» и изящных бескаркасных ларцов.

Доски для настольных игр являлись распространенными предметами светского назначения в конце XVI — XVII вв. Подобные изделия принадлежали исключительно королевским особам и представителям высшей аристократии. Возможно, именно эта доска упоминается в 1750 г. среди «комнатных Ее Императорского величества янтарных мелких штук», присланных для реставрации янтарных дел мастеру А. Мартелли в царскосельскую янтарную мастерскую, образованную в 1758 г.

Доска для настольных игр Кёнигсберг, мастерская Г. Шрайбера (?)
Первая треть ХVII в.
Доска для настольных игр Кёнигсберг, мастерская Г. Шрайбера (?) Первая треть ХVII в.
Поле для игры в «трик-трак»
Поле для игры в «трик-трак»
Поле для игры в «мельницу»
Поле для игры в «мельницу»

Ларец Готфрида Турау

На изделиях данцигских мастеров, как и на изделиях мастеров других центров, редко встречаются подписи, и при атрибуции исследователям приходится прибегать к изучению аналогов и характерных черт, присущих работам разных исполнителей.

Для начала и середины XVII в. были характерны бескаркасные ларцы, однако ближе к XVIII в. при создании шкатулок и футляров уже использовали деревянный каркас, который оклеивали янтарными пластинами.

Особое место среди изделий данцигской школы занимает большой барочный ларец, украшенный медальонами-камеями и прозрачными гравированными пластинами, вставленными в прорезные окна деревянных стенок. Высокая ступенчатая крышка увенчана скульптурной группой с изображением Венеры и Амура и декорирована по углам резными вазами с цветами, повторяющими округлые формы ножек.

Во время реставрации ларца в 1983 г. на дне деревянного каркаса была обнаружена дата его изготовления — 1705 г. и авторская подпись Готфрида Турау, одного из создателей Янтарного кабинета.

Г. Турау. Ларец с фигурой Венеры и Амура Гданьск. 1705
Г. Турау. Ларец с фигурой Венеры и Амура Гданьск. 1705
Автограф мастера Г. Турау
Автограф мастера Г. Турау

Янтарная датская корона.

Последним дореволюционным приобретением в императорскую янтарную коллекцию стал ларец, купленный в 1912 г. по распоряжению императора Николая II у Ф. Бумана, проживавшего в Санкт-Петербурге.

К сожалению, ларец бесследно исчез в годы войны, и от него остался только один фрагмент. Однако представление о ларце мы имеем благодаря зарисовке и описанию, сохранившимся в учетных документах:

«ларец был прямоугольной формы, с откидной ступенчатой крышкой, заканчивающейся короной на подушке, на четырех волютообразных ножках с рельефными маскаронами на концах».

Завершение крышки этого янтарного ларца решено в виде королевской датской короны, изготовленной в 1670 г. для короля Кристиана V. Неизвестно, каким было первоначальное навершие короны; крест и держава — современные доделки.

Впоследствии предмет был атрибутирован как работа немецкого мастера Л. Шпенглера, резчика по слоновой кости и янтарю, работавшего в Копенгагене. Таким образом, завершение крышки ларца — это единственное произведение в собрании художественного янтаря ГМЗ «Царское Село», выполненное придворным мастером при датском королевском Дворе.

Л. Шпенглер. Завершение крышки ларца в форме датской короны. Дания. Середина XVIII в.
Л. Шпенглер. Завершение крышки ларца в форме датской короны. Дания. Середина XVIII в.
Зарисовка хранителя Царскосельской художественно-исторической комиссии
С. М. Коровина
1917. ГМЗ «Царское Село»
Зарисовка хранителя Царскосельской художественно-исторической комиссии С. М. Коровина 1917. ГМЗ «Царское Село»

Многие из этих сокровищ вы можете увидеть до 19 июня в Морском выставочном центре Музея Мирового океана в Светлогорске. А всю янтарную комнату в ее первозданной красоте в VR очках.
Спешите!