Когда речь заходит о творчестве Ридли Скотта, в первую очередь приходят в голову его фантастические фильмы и исторические блокбастеры. И мало кто уже вспоминает, что в конце 80-х он один за другим выдал 2 превосходных, атмосферных триллера. А через 10-летний промежуток начал с регулярностью примерно в 5 лет выдавать не менее хорошие образцы этого жанра. Давайте их вспомним!
1987 — «Тот, кто меня бережёт» / Someone to Watch Over Me
При переводе на другой участок полицейский детектив Майк Киган получает сомнительного удовольствия задание — охранять богатую даму. Клэр Грегори стала свидетельницей кровавого преступления, совершённого на элитной вечеринке влиятельным мафиозо. Теперь ей самой грозит серьёзная опасность, поэтому Майку приходится всюду следовать за ней. Вскоре между неотёсанным копом и рафинированной женщиной возникает взаимная симпатия, которая стремительно перерастает в нечто большее. Проблема в том, что у Майка есть любимая жена и маленький сын.
Первый в своей фильмографии триллер Ридли Скотт решил сделать не в модном тогда эротическом ключе и даже не с уклоном в психологию. «Тот, кто меня бережёт» — редкая разновидность поджанра, мелодраматический триллер. Или даже мелодрама с элементами триллера. Режиссёру гораздо интереснее показать отношения в любовном треугольнике, метания ответственного, но слабовольного мужчины и двух сильных и смелых (как Скотт любит) женщин, чем погони и сцены душегубства.
Возможно, поэтому массовый кинозритель фильм проигнорировал — «Тот, кто меня бережёт» в прокате с треском провалился (что вообще не редкость для Ридли Скотта). Но на видеокассетах спрос на этот недотриллер был достаточно большой, в видеосалоны постсовесткой России ходили на него с охотой. А чуть позже по очень схожему сюжету сняли более попсового «Телохранителя», который стал хитом. И это не говорит в пользу публики, которая не разглядела атмосферность версии Ридли Скотта, её тёплую, деликатную интонацию и отличные (хоть и не очень яркие) актёрские работы Тома Беринджера, Мими Родждерс и дебютантки Лоррейн Брако.
1989 — «Чёрный дождь» / Black Rain
Полицейский Ник Конклин вместе с напарником Чарли Винцентом становятся свидетелями жестоких разборок между невесть откуда взявшимися в Нью-Йорке якудза. Самого борзого и безбашенного бандита им удаётся задержать. Но вмешательство японского посольства приводит к решению передать залётного гостя на родину, в Японию. Конвоировать опасного преступника поручают Нику и Чарли.
Второй триллер (и одновременно — полицейский боевик) у Ридли Скотта получился куда более динамичным, мрачным и насыщенным событиями, чем первый. Это немедленно сказалось на результате. И хоть в США 30-миллионный блокбастер (по тем временам оказавшийся самым дорогостоящим фильмом) провалился, в мировом прокате «Чёрный дождь» собрал очень неплохую кассу — более 130 миллионов. Успеху в немалой степени способствовал Майкл Дуглас в главной роли (он тогда уже был крупной звездой).
Что же касается режиссуры, Скотт привычно наполнил «Чёрный дождь» очень красивыми, живописными и атмосферными кадрами, а в сюжет вплёл наблюдения за разницами двух культур, размышления о профессиональном долге и принципиальности, да ещё и лёгкую критику американским бомбёжкам Хиросимы и Нагасаки добавил.
2001 — «Ганнибал» / Hannibal
Сбежавшего из психиатрической клиники каннибала-интеллектуала Ганнибала Лектора разыскивает полиция и «федералы» Америки. Однако, он предусмотрительно улизнул с территории США и обосновался в Риме, где даже занял пост куратора музея искусств (предварительно съев человека, которого в действительности назначили на это место). Но у Ганнибала есть и более опасные враги, чем служители закона. Влиятельный и сказочно-богатый развратник Мэйсон Вергер, изуродованный каннибалом, посылает за обидчиков свои наёмников. А для большего успеха операции втягивает в это дело столь симпатичную Ганнибалу агентшу ФБР Клариссу Старлинг.
Кассово успешное продолжение триумфального «Молчания ягнят» тяжело воспринималось и критиками, и зрителями. В первую очередь — из-за замены исполнительницы главной роли. Клариссу Старлинг после «Молчания» ассоциировали с Джоди Фостер, и когда та отказалась сниматься в сиквеле, многие считали, что проект на этом и похоронят. А Ридли Скотт возьми, да и пригласил на ведущую роль другую лицедейку! Простить и понять это смогли далеко не все!
Меж тем, Джулианна Мур — не какая-нибудь бездарная кукла с силиконовыми губами. Она блестяще справилась с образом отважной до отчаяния фбр-овки и в сценах с Энтони Хопкинсом выглядит вполне органично, не уступая ему в актёрской игре (насколько это вообще позволяла заведомо менее яркая роль). Кларисса Старлинг в исполнении Мур пополнила ряды сильных женщин из фильмов Ридли Скотта. Сам же триллер продолжил традиции… его фантастических лент. По мрачности и пессимистическому настрою он не уступает «Бегущему по лезвию бритвы», а по шокирующе-натуралистичным сценам — «Чужому».
2008 — «Совокупность лжи» / Body of Lies
Европу сотрясают взрывы террористических атак. За ними стоит «скромный» представитель радикального ислама Аль-Салим. ЦРУ бросает лучшие силы на его поиски. Двое американских разведчиков — Эд Хоффман и Роджер Феррис — пытаются всеми силами выяснить местоположение вдохновителя террористов. Но если первый работает дистанционно, без отрыва от семьи и чашки кофе, то второй оказывается в самой гуще событий и ежесекундно рискует своей жизнью.
Попадание этого фильма в данный список — никакая не ошибка, как может показаться кому-то. «Совокупность лжи» — боевик лишь во вторую очередь. В первую же это смесь политического и шпионского триллеров. Если в истории кинематографа он, может, и не оставил особого следа, то вот в рамках своего жанра — безусловно. Ведь это один из самых напряжённых, зрелищных и увлекательных образцов направления. Но главное в нём даже не перестрелки с погонями. Напряжённость и увлекательность создаются умной, искрящейся конфликтами драматургии Уилльяма Монахана и блестящей актёрской игрой трёх исполнителей.
На «Совокупности лжи» Ридли Скотт в 4-й (и не последний) раз посотрудничал с Расселом Кроу, который сыграл здесь не совсем типичную для себя «негероическую» роль (и впервые показался на экране специально для роли располневшим). Впервые (и остаётся надежда, что не в последний раз) снялся у английского сэра Леонардо ДиКаприо, сыграв взвинченного из-за постоянного стресса агента ЦРУ. И, наконец, элегантного, мудрого и одновременно опасного руководителя разведывательного управления Иордании изобразил Марк Стронг. Признаться, последнего я недолюбливаю, за неизбывную театральность в манере игры. Но в «Совокупности лжи» он сработал замечательно, и театральность даже пошла на пользу созданному Стронгом образу жестокого, опасного, но справедливого восточного властителя.
2013 — «Советник» / The Counselor
Преуспевающий адвокат собирается жениться. А поскольку его избранница — женщина шикарная, то он хочет осыпать её бриллиантами и обеспечить роскошной жизнью. А на это не хватает гонораров даже успешного адвоката. И вот уже герой пускается в сомнительное предприятие, предложенное бывшем клиентом, не самым честным и надёжным повесой Рейнером. В сделке фигурирует совместное открытие ночного клуба и поставка большой партии запрещённых веществ из Мексики в США. И если план сорвётся, никому из участников сделки не сносить головы.
Если судить по международным оценкам, выставленным на IMDb, «Советник» — самый нелюбимый зрителями фильм Ридли Скотта (чьи фильмы, даже совсем уж провальные, чтут и любят). С одной стороны, понять это можно: в двухчасовой ленте почти нет экшна (а который и есть, сосредоточен ближе к финалу). Он целиком и полностью состоит из диалогов, при этом довольно многословных и путанных.
С другой стороны, нелюбовь зрителя к «Советнику» сильно огорчает, указывая на то, что публика изрядно отупела и обленилась. Нужно быть совсем уж слепым и глухим, чтобы не услышать интересные философские наблюдения в репликах персонажей и не разглядеть, как сочно, ярко играют все без исключения актёры, даже на второстепенных ролях (а здесь и в мизерных эпизодах заняты такие небесталанные лицедеи, как Джон Легуизамо и Бруно Ганц!). Исполнители главных ролей вообще могут записывать «Советника» в число лучших своих перформансов: Бред Питт, Хавьер Бардем, Пенелопа Крус и Майкл Фассбендер (который явно дорог Ридли Скотту, снявшему актёра в трёх своих фильмах). И, конечно, Кэмерон Диаз, которая здесь сыграла если не самую лучшую в своей карьере роль, то уж самую пугающую точно.
2017 — «Все деньги мира» / All the Money in the World
В 1973-м году в Риме бандиты похищают посреди улицы 15-летнего подростка. Это не простой мальчик, а внук самого богатого человека на Земле, нефтяного магната Жана Пола Гетти. За него требую выплатить крупный выкуп — 17 миллионов долларов. Вот только похитители не учли, что дед того, кого они похитили — ещё и самый скупой человек на Земле. Вместо того, чтобы выплатить сумму, которую он зарабатывает в день на одних лишь процентах от банковских вкладов, миллиардер отправляет в Рим своего подручного, бывшего агента правительственных сил Флетчера Чейса. Теперь только от матери мальчика и этого находчивого экс-црушника зависит спасение заложника.
Фильм, в котором семейная драма смешивается с напряжённым триллером, снят в непривычной для кинокартин Ридли Скотта манере. Он живописен, но красочным его уж точно не назовёшь. Все цвета практически в каждом кадре сильно приглушены, так что временами изображение становится почти чёрно-белым. Этим Ридли Скотт добился дополнительной суровости повествования и, одновременно, визуальной изысканности.
Помимо волнительной истории, режиссёр критически высказывается в адрес воротил, которые ценные вещ ставят превыше простых человеческих взаимоотношений. При этом, «левацкими» «Все деньги мира» не назвать — по коммунистам Ридли Скотт проезжается тоже, посвящая «Красным бригадам» колкий эпизод, в которых те пытаются отхватить завидный кус и рассуждают о том, что «деньги нужны всем». В этом смысле, фильм продолжает «анти-капиталистическую» линию «Советника», в котором люди из-за жадности теряли головы в буквальном смысле слова. Во «Всех деньгах» они теряют «всего лишь» любовь к самым близким родственникам и уважение даже самых преданных соратников.
Читайте также: Все исторические фильмы Ридли Скотта