Очередной обзор важных событий на российском рынке за неделю.
Большой обзор по нефти
По данным Bloomberg, экспорт российской нефти по морю сохраняется на высоком уровне, несмотря на попытки ограничений со стороны Запада.
Как видно из ссылки на источник - основной для этих данных выступает трекинг судов. Если вы читали мои предыдущие заметки, то уже знаете, что многие российские суда начали исчезать с радаров, отключая систему отслеживания местоположения.
Так что имеющиеся данные тут и далее можно считать официальной подтвержденной статистикой, а все, что не учитывается (и что мы никак не можем измерить и подсчитать) - нужно просто держать в памяти.
Также, все дальнейшие данные - это та информация, которую Bloomberg собирает из открытых источников. Прежде всего я говорю о дисконтах - он может быть меньше, так как не все платежи проходят в долларах и евро (то есть через корреспондентские счета американских и европейских банков). В национальных валютах могут быть иные цены и объемы, о которых Bloomberg просто не узнает.
Большой обзор
В мае поставки российской нефти марки ESPO в Китай выросли: по подсчетам аналитиков, в этом месяце морской импорт в КНР подскочил до рекордных 1,1 миллионов баррелей в сутки по сравнению с 750 тысячами баррелей в сутки в первом квартале.
Это произошло на фоне растущего спроса в связи с коронавирусом: часть поставленных объемов отправляют в хранилища.
В Азию продаётся нефть с дисконтом до 25-30$ за баррель. Тем самым, постепенно логистические сырьевые цепочки перетягиваются в этот регион.
Экспорт сырой нефти из России морем не ослабевает, несмотря на правила Европейского Союза, запрещающие вести дела с государственными энергетическими компаниями страны.
Общие отгрузки сырой нефти снизились за семь дней до 20 мая, но влияние ограничений ЕС, вступивших в силу 15 мая, было незначительным. По данным отслеживания судов, в общей сложности 32 танкера загрузили около 24 миллионов баррелей с российских экспортных терминалов. Таким образом, средний морской поток сырой нефти составил 3,44 миллионов баррелей в день, что на 3% меньше, чем 3,55 миллионов баррелей на неделе, закончившейся 13 мая .
Четыре танкера, грузивших нефть в западных портах России на этой неделе, направлялись в Индию, еще два направлялись в Суэцкий канал и еще два направлялись в Средиземное море из Балтийского моря. Это меньше, чем 14 судов на предыдущей неделе.
Россия экспортирует сырую нефть из четырех основных регионов: Балтийского моря на северо-западе Европы, Черного моря, Арктики и терминалов на Тихоокеанском побережье.
Еженедельные показатели отгрузки могут меняться в зависимости от времени отправления танкеров, на которое также сильно влияет погода в портах, как это было в течение последних нескольких недель.
Потоки нефти марки Urals с терминалов в Балтийском море, основного выхода России, за неделю до 20 мая сократились на 313,000 баррелей в день, или на 17%, что свело на нет рост предыдущей недели. Снижение было частично компенсировано увеличением объемов в порту Новороссийск на Черном море, где потоки выросли на 119,000 баррелей в день, или на 20%.
Экспорт из Мурманска, который перерабатывает нефть, добываемую на арктическом побережье России, также сократился, упав до самого низкого уровня за 11 недель. Потоки снизились на 28,000 баррелей в день, или на 11%.
Тем временем отгрузки с трех восточных терминалов страны на побережье Тихого океана восстановились, отыграв примерно половину потерь предыдущей недели, увеличившись на 105,000 баррелей в день, или на 13%. Отгрузок сырой нефти "Сокол" с проекта "Сахалин-1" нет уже вторую неделю.
ЕС продолжает усилия по согласованию пакета санкций, включая поэтапный запрет на импорт нефти из России. Венгерская оппозиция остается главным препятствием, и ЕС предложил государствам-членам целых 2 миллиарда евро (2,1 миллиарда долларов), чтобы облегчить шок от потери доступа к российской нефти.
Хотя самосанкции [классный термин] европейских компаний в отношении российской нефти перенаправили потоки в Азию, пока это мало повлияло на общий уровень поставок сырой нефти. Изменения могут начаться в ближайшие недели, после того как новые ограничения вступили в силу 15 мая, хотя было мало свидетельств резкого замедления сразу после вступления этих ограничений в силу.
Доходы Москвы от экспортной пошлины снизились в связи с сокращением потоков. При нынешних ставках экспортной пошлины на сырую нефть недельные поставки принесут Кремлю около 164 миллионов долларов - это на 5 миллионов долларов меньше, чем на предыдущей неделе, и это самый низкий недельный показатель за восемь недель.
Большее влияние на доходы Москвы от экспорта сырой нефти оказало снижение уровня экспортной пошлины, взимаемой с каждого барреля, отправляемого за рубеж с 1 мая. Экспортная пошлина на сырую нефть установлена на уровне 49,6$ по сравнению с 61,2$ за тонну или 8,30$ за баррель в апреле. Ставки пошлин снизятся еще на 10% в июне, отражая снижение цен на нефть сорта URALS в прошлом месяце.
Количество грузов, отгруженных из российских портов, за неделю до 20 мая сократилось на три до 32 по сравнению с предыдущими семью днями. Из портов Балтийского моря отправлялось меньше судов, а поставки из Черного моря были стабильными. На востоке количество танкеров, покидающих Козьмино, увеличилось, а суда из Де-Кастри не покидали порта вторую неделю подряд.
Отгрузки нефти Сокол из тихоокеанского порта Де-Кастри прекратились. Два последних груза по апрельской программе были пропущены, а за первые 20 дней мая была только одна погрузка. Три российских танкера-челнока, которые регулярно перевозят этот сорт, стоят на якоре у погрузочного терминала.
Потоки сырой нефти по регионам
На следующих диаграммах показано место назначения грузов сырой нефти каждого из четырех экспортных регионов. Направления основаны на сигналах судов о том, куда они направляются, и некоторые из них почти наверняка изменятся по мере продвижения рейсов.
Объемы загрузки судов с балтийских терминалов в Приморске и Усть-Луге снизились за неделю до 20 мая. Объемы на танкерах, следующих в Азию и Средиземное море, также сократились. Потоки к традиционным покупателям в северо-западной Европе оставались стабильно низкими с конца марта.
Отгрузки сырой нефти из портов России на Балтике по-прежнему идут по плану. Все грузы, запланированные к погрузке в Приморске и Усть-Луге в течение недели до 20 мая, были отгружены.
Шесть танкеров завершили погрузку в Новороссийске в Черном море за неделю до 20 мая, что не изменилось по сравнению с предыдущими двумя неделями. Увеличение размеров груза привело к еженедельному увеличению объема сырой нефти, отгружаемой из порта. Отгрузки в Азию упали до нуля впервые за 12 недель, при этом все танкеры остались в Черноморско-Средиземноморском регионе.
Два груза, запланированных на неделю из Новороссийска, не были загружены. Танкер, закрепленный за одним из них, пришвартовался у терминала в воскресенье, а другой остается на якоре у порта.
Погрузка двух судов из плавучего хранилища Газпром нефти "Умба" в Мурманске. Один направляется в Омишаль в Хорватии, а другой - в Парадип в Индии.
Поток сырой нефти с трех восточных нефтяных терминалов России увеличился в течение недели до 20 мая, несмотря на продолжающееся отсутствие грузов Сокола из Де-Кастри.
В Козьмино восемь танкеров погрузили нефть марки ВСТО, что на один больше, чем на предыдущей неделе - это все еще в значительной степени соответствует программе по отправке рекордных 33 грузов в мае.
Отгрузок с Де-Кастри, которая занимается перевалкой сырой нефти Сокол с проекта "Сахалин-1", не было. Три порожних танкера Совкомфлота стоят на якоре у нефтяного терминала с конца апреля, и только один груз был загружен в первую неделю мая и доставлен в Далянь в Китае. Восемь грузов, которые должны были быть отправлены с конца апреля, в соответствии с программой загрузки, которую видел Bloomberg, были пропущены.
Одна партия сырой нефти Sakhalin Blend была отгружена с терминала в южной части острова. Он направляется в Японию — это первый российский груз, отправленный туда за пять недель.
Китай и Индия увеличивают закупки нефти
Индия приближается к Китаю по объемам закупки нефти из России в 2022 году.
Экспорт российской сырой нефти в Китай и Индию набирает обороты на фоне переориентации на Восток.
Со слов судовых брокеров, небольшие суда используются для курсирования между российским портом Козьмино и водами Йосу в Южной Корее, где грузы перегружаются с корабля на танкеры для следующей отправки в Китай. Разумеется, что в статистике эти данные не отражаются.
Танкеры Греции
Более 50% российской нефти в апреле перевезли греческие танкеры.
Греции принадлежит 30% мирового танкерного флота и около 20% дедвайта (мера грузоподъемности судна, не включающая вес порожнего судна).
В абсолютных выражениях объем перевозимой на греческих кораблях нефти из РФ с февраля более чем удвоился и достиг приблизительно 105 миллионов баррелей в месяц, удвоившись к показателю 2021 года.
Прежде Греция выступила против запрета на транспортировку российской, благодаря чему застопорилось принятие шестого пакета санкций.
В настоящий момент против эмбарго на российскую нефть выступает прежде всего Венгрия, требующая от ЕС разумной альтернативы в достаточных объемах поставок.
ЕС, со своей стороны, предлагает денежную компенсацию в 200 миллиардов евро, которой явно не хватит для отопления домов и передвижения транспортных средств. Британские ученые еще не проверяли, но скорее всего самолеты также не смогут летать, сколько денег не загрузи в топливный отсек [минутка юмора закончена].
Подытоживая по теме нефти
Все вышеописанное нужно было читать между строк. Многие данные косвенно и неявно указывают на то, что ситуация немного иная, нежели ее видят на Западе (к примеру, простаивание судов в портах). Надеюсь, именно так вы это и читали - додумывая за Bloomberg то, что он решил не озвучивать.
Разговоры ЕС об отказе от российской нефти считаю разговорами и не более того:
Евросоюзу не удастся найти замену России в качестве поставщика нефти в среднесрочной перспективе. Введение нефтяного эмбарго против РФ станет "наихудшим возможным сценарием" для обеих сторон.
Экс-президент "Лукойла" Вагит Алекперов
Мнение этого человека считаю более чем квалифицированным и экспертным. Но от себя добавлю, что даже в случае каких-то новых ограничений (к примеру, в виде пошлины) или введения эмбарго изменится только логистика, но не суть - Европа также будет покупать российскую нефть, только не напрямую, а через другие страны-посредников.
У меня из российской нефтянки только Лукойл. Глядя на все вышеописанное - думаю, придержу как минимум до конца года. Интересно, какие цифры мы увидим после окончания всей этой истории.
Важно отметить, что Совет Федерации одобрил закон о расширении льгот месторождениям углеводородов на Каспийском море. Прежде всего, от данных льгот выиграет Лукойл.
Также, недавно пришла новость, что за период с января по май российские нефтяные компании могут получить в качестве компенсаций за поставки топлива на внутренний рынок 1,2 триллиона рублей, что почти вдвое превосходит выплаты за весь прошлый год.
ЦБ вновь понизил ставку
И снова о ДКП в российских реалиях.
На внеочередном собрании ЦБ вновь снизил ключевую ставку до 11% с предыдущих 14%.
Вслед за этим ОФЗ продолжили рост, также наметился разворот (или по-крайней мере отскок) в валютных парах c рублем, то есть рубль ослабел.
Моя последняя покупка долларов была по 57. На фоне отскока вся долларовая позиция оказалась в плюсе - стратегия усреднения в очередной раз себя отработала. Но, эти средства предназначены для выкупа иностранных ценных бумаг, так что легкий плюс для меня особого значения не имеет.
Также на курс влияет снижение обязательств к экспортерам по продаже валютной выручки - срок продажи увеличен до 120 дней, а объем продажи понижен с 80% до 50%. Так что давление на рубль будет постепенно ослабевать.
ЦБ отметил, что годовая инфляция в РФ снижается быстрее ожиданий, и на следующем заседании (10 июня) есть вероятность дальнейшего снижения процентной ставки.
Как итог, мы будем наблюдать дальнейшее снижение процентов по вкладам. Момент окончания 3-месячных банковских депозитов с высокой доходностью (открытые при высокой ставке) приближается, так что в ближайшее время возможен возврат значительной части средств на фондовый рынок России в поисках большей доходности.
Основные и наиболее интересные события нас ожидают в июне-июле.
Московская биржа
Весьма интересную статистику опубликовала наша Мосбиржа - доля частных инвесторов в общем объеме торгов акциями в апреле выросла до 73% (по итогам марта 2022 составляла 61,7%, в начале года только 41,2%).
До введения ограничений, в начале февраля, на долю нерезидентов приходилось 48,7% оборота на российском рынке акций.
Также Мосбиржа сообщила о росте числа физических лиц, имеющих доступ к рынку - за апрель их число выросло на 442 тысячи и составило 19,3 миллиона, то есть уже значительно больше 10% населения.
Некоторые инвесторы открывали сразу несколько счетов, так что общее количество составляет 32,7 миллионов.
На конец апреля число открытых ИИС составило 5,5 миллионов. Интересный показатель, который отражает положение дел - большее количество инвесторов не использует ИИС, поскольку не рассчитывает на получение налоговых вычетов и/или не планирует заниматься инвестициями долгосрочно. Впрочем, ИИС уступает также обычному брокерскому счету и по количеству доступных для покупки активов.
В настоящий момент НАУФОР совместно с ЦБ прорабатывают новый, 3 тип индивидуального инвестиционного счета. Было бы здорово, если этот новый счет учитывал бы интересы и другой прослойки населения - бизнесменов, предпринимателей и самозанятых. На данный момент известно, что 3 тип ИИС не будет замещать тип А (предусматривающий налоговый вычет от суммы взноса), а скорее всего дополнит оба существующих типа.
Также, ЦБ России сообщил, что ведет переговоры с иностранными депозитариями по проблеме замороженных доходов по ценным бумагам, учитываемых ими.
Иными словами, речь идет прежде всего о том, что вопрос получения дивидендов по иностранным акциям решается. Я обещал освещать вопрос фактического получения дивидендов - с того момента, как в последний раз об этом говорил, выплаченные дивиденды на счет еще не пришли.
Дивиденды
Акционеры Сегежа утвердили дивиденды за 2021 год в размере 0,61 рубля на акцию. Доходность на момент объявления (26 мая) составляла около 7,2%.
СД Сбера проголосовал против выплаты дивидендов. Ожидаемое, в целом, событие (учитывая все разговоры о возможной необходимой докапитализации банков).
Ну и то самое ожидаемое на российском рынке событие - Совет Директоров Газпром рекомендовал дивиденды за 2021 год в размере 52,53 рублей на акцию (50% от чистой прибыли, согласно дивидендной политике).
Дивидендная доходность на момент сообщения - 19,17%. Последний день для покупки и попадания в реестр - 18 июля 2022.
Прежде я писал, что суть этой истории - вовсе не в деньгах, а в доверии к российскому рынку. И что российскому рынку крайне необходимо увидеть эти дивиденды, чтобы сохранить позитивный взгляд на настоящее и будущее.
И, надо признаться, рад тому, что Газпром поступил правильно и оправдал ожидания 25% российских инвесторов, у которых доля этой компании является наибольшей в портфеле (у меня доля маленькая, так что я просто радуюсь за других).
- Теперь интересно, как российский рынок будет переосмыслять сам себя.
Но перед этим произошла интересная история:
Ближе к обеду, перед объявлением дивидендов, кто-то разгрузил в рынок акций на 1,5 миллиарда рублей. В Telegram-канале я писал свое предположение (практически в моменте) о том, что таким образом, возможно, решили "собрать стопы".
Затем стало известно, что на сайте РБК появилась фейковая новость о переносе решения по дивидендам (якобы сайт взломали). Но объемов на продажу это никак не объясняет.
Пролив в 10% достаточно быстро выкупили. Уже ближе к вечеру стало известно, что ЦБ изучает биржевые торги на предмет искусственной аномалии.
Далее ждем решение по дивидендам Роснефти, Черкизово и Детского мира (должны быть сегодня, но возможно объявят в понедельник).
Новости компаний
Северсталь сообщила о том, что находится в процессе переориентации экспорта металлопроката с европейского ранка на рынки Северной Африки, Индии и юго-восточных стран.
Стоит отметить, что мировой выпуск стали в апреле упал в 64 странах на 5,1% до 162,7 миллионов тонн. Россия в прошлом месяце напротив нарастила производство на 0,6%, до 6,4 миллионов тонн.
Новатэк начал предпроектные работы по строительству завода для сжижения СПГ мощностью 5 миллионов тонн по российским технологиям.
Леонид Михельсон отметил, что Новатэк уже опробовал собственную технологию сжижения и она работает полностью на российском оборудовании.
Магнит вышел на рекордный уровень загрузки собственного производства. Ключевыми факторами роста стали увеличение спроса на продукцию под собственными торговыми марками и запуск производства для сети Дикси.
Рост промышленного производства продуктов питания в апреле составил 31,6% и составил почти 23,9 тысяч тонн, с начала года 81,6 тысяч тонн было произведено. Всего 500 наименований под собственными торговыми марками.
М.Видео приступил к первым закупкам техники в рамках параллельного импорта (без согласия правообладателей).
Также, компания начинает продавать технику на таких маркетплейсах, как Яндекс.Маркет и СберМаркет.
Лукойл, кроме прежде сказанного, закрыл сделку по покупке активов уходящей с российского рынка Shell, которые включаю более 470 АЗС и завод по производству смазочных материалов.
X5 Group может выйти с продажами продукции на Яндекс.Еду и СберМаркет. Компания решила сокращать издержки от сферы онлайн-доставки (нерентабельно) и хочет увеличить продажи за счет партнеров.
МТС запустила продажу уцененных и б/у смартфонов в собственной рознице и онлайн-магазине.
Они поступают в продажу из собственного центра постпродажного обслуживания розничной сети - это модели, которые были возвращены покупателями в течение двухнедельного срока или имеют неполную комплектацию, поврежденную упаковку, лишены защитных пленок.
На все устройства категории "Как новые" распространяется гарантия, а их стоимость может быть ниже до 50% по сравнению с новыми.
Яндекс запустил IT-платформу для дальнобойщиков и владельцев грузов. Компания хочет зарабатывать на цифровизации автомобильных грузоперевозок на дальние расстояния с помощью платформы "Магистрали".
Также стало известно, что Yango Delivery, международный бренд Яндекс.Такси, развивает сервис доставки как минимум в трех странах Латинской Америки.
Тинькофф запускает свой сервис оплаты покупок в связи с отключением в России Google Pay и Apple Pay.
Благодарю, что читаете.
По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.
#инвестиции #финансы #фондовый рынок россии #дивиденды #нефть