Да тут всю систему менять надо (образца 1686 года)
«Красноярского уезду Верхнего Караульного острога служилой человек Тимошка Елфимов извещал на служилого ж человека на Марчка Хомякова государево дело: играл-де он, Марчко, шахматы с Андрюшкой Волынщиком, и взял-де он Марчка с доски шахмат и молвил: и то-де я чаял ферзь, а он-де царь! И царя избрани матерны.
И то же слышали красноярских служилых людей три человека. И Марчко расспрашивал, а в расспросе заперся, а служилые люди, которые тут были, сказали, что то слышали».
Следственные мероприятия того времени были просты и малоизящны.
«С пытки он винился, что то непристойное слово говорил без вумыслу».
Измученного пытками любителя шахмат бросили в тюрьму «до указу». А ведавший следствием боярин Константин Щербатов решил перестраховаться и дать ход «слову и делу государеву» — отписал в Москву. Ответ из столицы в Красноярский уезд пришел только через год.
«7194 году, генваря в 13 день, великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевичь, Петр Алексеевичь, и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна, всеа великия и малыя, и белыя Росии самодержцы, сей выписки слушав, указали: того Марчка свободить, и о том из Сибирского Приказу в Красноярской к воеводе послать свою великих государей грамоту».
Автор - Дима Шуман
#шуманкат