Мария Николаевна Вернадская известна в России как первая русская женщина-политэконом. В середине XIX века её деятельность оказалась в высшей степени полезной для общества, в котором мало кому были известны составляющие элементы политической экономии и их жизненное значение. Являясь верной последовательницей классической системы политической экономии, Мария Николаевна в целой серии своих работ, а также в прекрасно написанных очерках, в форме сказки, рассказа, рассуждения, стремилась ознакомить общество с законами политической экономии, с ролью и участием в них женщин.
Мария Николаевна Вернадская (Шигаева) родилась 27 декабря 1831 года в Петербурге, в небольшом доме на Моховой.
Ее отец Николай Петрович Шигаев (1800–1864) – тайный советник, в 1853 году был назначен статс-секретарём Департамента государственной экономии, в 1857 году стал товарищем министра финансов. Известный государственный деятель, он также занимался литературой, писал заметки для газеты «Будущность», выполнил первый полный русский перевод романа Вальтера Скотта «Обручённая», который был опубликован в 1828 году.
Мать – урождённая Уварова Елизавета Петровна (1806–1838) .
Младшая сестра Софья (1835–1884) в дальнейшем стала писательницей и драматургом, а также матерью писателя и драматурга Е.П. Гославского и художника П.П. Гославского.
Мать девочек рано умерла, и Мария с семилетнего возраста находилась исключительно на попечении отца. Когда она стала подрастать, отец не мог уже удовлетворить все возрастающую её любознательность. Пытливый ум Марии нередко ставил его в большое затруднение, и он решил пригласить к дочери опытную воспитательницу А.К. Матвееву. Она имела положительное влияние на свою ученицу и с честью справлялась с возложенной на неё задачей. В пятнадцать лет Мария начала брать уроки у приглашённых к ней для этого учителей. Значительное воздействие оказывал на неё де Кресси, учитель французской литературы. Отец своим примером укреплял в дочери все её хорошие качества и стремление к добру и правде. У Марии выработался прямой, честный взгляд на жизнь, она презирала всякую фальшь, малейшая ложь возмущала её.
Серьёзно относясь к получению знаний, к занятиям, она уже к двадцати годам в совершенстве владела многими языками.
В 1850 году в возрасте девятнадцати лет Мария вышла замуж за Ивана Васильевича Вернадского, который был старше её на 10 лет. И.В. Вернадский (1821–1884) – русский статистик и экономист, тайный советник, отец Владимира Ивановича Вернадского. Последователь манчестерской школы политической экономии. По направлению философского факультета Киевского университета в 1843–1846 годах изучал политическую экономию в европейских научных центрах Германии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии, где посетил лекции таких известных ученых, как К. Рау, М. Шевалье, Ж. Бланки, и познакомился с известными славистами (П. Шафарик, В. Ганкалю). В 1847 году в Санкт-Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию «О теории потребностей» и начал читать в Киевском университете лекции.
Защитив в 1849 году в Императорском Московском университете докторскую диссертацию «Историко-критическое исследование об итальянской политико-экономической литературе до начала XIX века», получил звание экстраординарного профессора Киевского университета на кафедре политической экономии и статистики, которой он заведовал.
После бракосочетания с Марией Николаевной в 1850 году переехал в Москву, где в должности профессора Московского университета стал преподавать политэкономию и статистику на историко-филологическом факультете.
В 1851 году у супругов родился сын Николай (1851–1874).
Мария Николаевна много читала, занималась по разным предметам. Муж благотворно влиял на неё, рекомендовал для изучения лучших русских и иностранных авторов, вводил в круг действительной реальной жизни. Под его же руководством она усердно занималась английским языком.
Под влиянием мужа молодая любознательная женщина приступила к изучению политической экономии. Ни неизбежные домашние хлопоты, ни заботы о воспитании единственного сына не помешали Вернадской довольно основательно овладеть экономической наукой. Под руководством мужа она переводила книги по политэкономии, много читала.
В 1856 году Иван Васильевич оставляет Московский университет, и семья переезжает в Петербург. Здесь он служит в Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел и одновременно преподаёт в Главном педагогическом институте и в Александровском лицее. Кроме того, профессор Вернадский занимается научной и общественной деятельностью, связанной с предстоящей «Великой реформой» 1861 года. В этот период выходят его основные труды по политэкономии, истории экономической мысли, статистике. Он участвует в международных статистических организациях, является почётным членом Лондонского статистического общества.
Мария Николаевна активно помогает мужу. Она перевела на русский язык многие научные труды, в частности «Понятия Голкинса о народном хозяйстве» Марьет, «Иллюстрации политической экономии» Мартино. Вместе с мужем переводила книгу Л. Тенгоборского «Производительные силы России».
Как одного из видных либеральных деятелей 1850–1860-х годов Ивана Васильевича Вернадского избирают председателем Политико-экономического комитета Вольного экономического общества. В это время он начинает издавать еженедельник «Экономический указатель», где печатаются его экономические обзоры и статьи.
Своей популярностью «Экономический указатель» был обязан и участию в нём Марии Николаевны Вернадской. Истинный успех имели её статьи (часто без подписи) о равноправии женщин, о женском труде и общем положении русской женщины. Мария Николаевна была одной из первых женщин, громко и страстно заговоривших об этих вопросах. Она опубликовала в «Указателе» также ряд статей, интересно и общедоступно трактовавших вопросы политической экономии.
Статьи и очерки Марии Николаевны Вернадской, пользовавшиеся большой популярностью в своё время, и сегодня крайне актуальны. Её заслуга в том, что она сумела теоретические учения облечь в живую форму, сделав их достоянием большого круга читающей публики, возбудив к ним интерес.
Часть статей касалась непосредственно экономических вопросов. Некоторые очерки Вернадской оригинальны своей поэтичностью, например очерк «Старина». Каждое её произведение представляет собой изложение той или другой доктрины и является иллюстрацией какого-либо положения экономической науки. Например, в рассказе «Пикник» доказывается польза ассоциации в применении к самым простым житейским делам; в сказке «Голод в Багдаде» выясняется положительная суть торговой предприимчивости; в очерках «Отрывок из жизни Робинзона» и «Свобода мены» развиваются принципы учения о свободе торговли и говорится о вреде протекционизма; в рассуждении «Общественное значение экономических законов» разъясняются значение и польза разделения труда и т. д.
Экономические проблемы затронуты и в других статьях Вернадской: «Что такое подати», «Домашнее хозяйство», «Бальное платье», «Политическая экономия как начало нравственного воспитания», «Опыт популярного изложения основных начал политической экономии» и др.
Очень интересны во многих отношениях взгляды Вернадской на вопросы воспитания детей. Например, в статье «Разделение труда в деле воспитания» она замечала: «Выбор игрушек при воспитании тоже много значит: игрушка может быть не только развлечением, но и наукой. Хорошо сделанное животное, исторически верный костюм какой-нибудь куклы может больше принести пользы ребёнку, чем длинный урок. Многие игрушки поневоле заставляют размышлять ребёнка и наводить его на такие мысли, которые сами по себе и не пришли бы ему в голову».
В статье «Родительское попечение» Мария Николаевна касается проблемы отношения родителей к детям: «Имеют ли право родители по своему произволу управлять судьбой детей, ломать их характер, становиться наперекор их желаниям и требовать только одного тупого, безграничного повиновения, и за это ещё ожидать, как должного, любви и благодарности. … Родители иногда хотят иметь безграничную власть над своими детьми, во всякие лета и во всех случаях».
В своих статьях Вернадская восстаёт и против различных общественных предрассудков. Так, в очерке «Аристократический труд» она говорит, что не дело унижает человека, а человек унижает дело. Все занятия достойны уважения, всякий труд, честный и приносящий пользу обществу, какого бы рода он ни был, имеет право на почтение.
Особое внимание в работах Марии Николаевны уделено женскому вопросу, положению женщин и отношению к ним общества. В целом ряде статей она отстаивала право женщин на труд и знание, боролась против существования двух критериев – для мужчины и женщины – в вопросах морали и экономической жизни, ярко намечала основные пункты программы требований женщин.
Она горячо призывала женщин перестать стыдиться труда, в котором она сама видела залог освобождения женщин от экономической зависимости. Например, в статье «Назначение женщины» она писала: «Напрасно женщины стали бы ждать, чтобы мужчины устроили им положение в обществе. Этого никогда быть не может, потому что до тех пор, пока женщины не в состоянии будут сами о себе заботиться, они будут не более как дети, а, известное дело, дети должны повиноваться старшим, т. е. тем, кто поумнее да посильнее. Не пора ли же занять своим трудом то положение в обществе, которого они достойны?»
М.Н. Вернадская, молодая, высокообразованная и даровитая женщина, по словам выдающегося деятеля культуры В.В. Стасова, «своими статьями пробуждала у женщин стремление к независимому и самостоятельному труду». М.Л. Михайлов, известный защитник женщин, в 1859 году в «Современнике» писал: «Вопрос о положении женщины и об организации семейства есть один из самых насущных вопросов нашего времени. Только от его решения зависят твердые и правильные успехи цивилизации».
Выступая за расширение сферы труда для женщин, Мария Николаевна писала: «Если женщину не берут в чиновники, то торговля, фабричное дело, сельское хозяйство, литература, наука, преподавание, медицина, художества, сцены, музыка, ремёсла – доступны женщинам. Им необходимо готовиться, развивать свои способности…».
По её мнению, труд женщины должен находиться в соответствии с существующими экономическими условиями, предлагавшими свободу выбора каждому члену общества. Способности женщины должны развиваться естественным путём, вне искусственного ограничения круга их деятельности сферой домашнего хозяйства. В области общественного производства почётен любой добросовестный труд. Не было бы ничего противоестественного в том, что малообеспеченные женщины из привилегированных классов, не связанные семьёй, без особых талантов и солидного образования, становились бы цветочницами, портнихами, кухарками или няньками. Женщины поступают «безрассудно», решаясь скорее на действительно безнравственный поступок, вместо того чтобы честным трудом зарабатывать на жизнь, и всё потому, что презирают труд и стыдятся его, боясь обнаружить свою бедность.
Мария Николаевна обращала внимание читательниц на то, что крестьянка, трудящаяся женщина пользуется большей свободой, и большим уважением в своей среде, потому что она трудится.
Вернадская выступала против исключительной системы женского воспитания, считала её вредной для женщин. Девочек, писала она, необходимо учить так же, как и мальчиков.
В статье «Свобода выбора труда» она утверждала: «Разделение труда – великая вещь. От неё зависят все успехи человечества, всё благосостояние материальное и духовное, т. е. всё счастье человека. Несмотря на всё это, разделение труда было бы совершенно бесплодно без свободы выбора труда. Обратите свободный труд в насильственный, и почти вся сила разделения труда исчезнет».
Мария Николаевна считала, что женщина может исполнить так же хорошо, как и мужчина, всякое дело, где требуется ум, а не физическая сила: «В умственном отношении мужчины и женщины равны; следственно, цивилизация всё более и более делает доступными для женщин все те труды, которые исполняют мужчины».
В своих статьях Вернадская обращалась непосредственно к женщинам, призывала их поверить в свои силы, указывала на разные вредные предрассудки: «Нет унизительной работы!
Женщинам так часто приходится в жизни бороться с обстоятельствами, и важными, и пустыми, что странно, отчего они так боятся вступить в борьбу с предрассудком, от которого так много терпят и который сами же они и поддерживают… Попробуйте стать на свои собственные ноги, жить своим умом, работать своими руками, учитесь, думайте, трудитесь, как мужчины, и вы будете так же независимы, или, по крайней мере, в меньшей зависимости, чем теперь, а главное – перестаньте стыдиться и презирать работу».
Одной из крупных заслуг Марии Николаевны Вернадской считается то, что она вывела вопрос о женском равноправии из области чувства, указав его экономические основы. Общеизвестно, что политика государства тех лет по ограничению применения женского труда противоречила самой природе женской натуры, смысл которой в служении людям. Женщины всегда брались за любое дело, с какими бы трудностями оно ни было бы сопряжено, если только могли быть полезны обществу.
Создавшиеся социально-экономические условия второй половины XIX века вынуждали женщин из рабочей и разночинской среды искать себе источники существования. Важным фактором стало формирование нового типа российской женщины, которую отличали стремление к полезной деятельности и профессиональному труду, скромность, преданность выбранному делу, жажда знаний, инициативность и самостоятельность в принятии решений.
За время своего десятилетнего замужества Мария Николаевна Вернадская продолжала учиться, работать и делиться с другими своими знаниями. В конце 1858 года она закончила перевод книги «Начало финансов» Гарнье.
В 1860 году Мария Николаевна заболевает и, несмотря на усилия лучших докторов, умирает от туберкулёза, оставив мужу сына Николая, слабого и болезненного мальчика. Эта трагедии приостанавливает деятельность Ивана Васильевича и надолго выбивает его из привычного ритма работы. «Экономический указатель» практически прекращает своё существование. Уже после смерти Марии Николаевны по инициативе и на средства Ивана Васильевича в 1862 году в Петербурге в издательстве «Типография Департамента уделов» ограниченным количеством вышло собрание сочинений М.Н. Вернадской.
В 1868 году на заседании Вольно-экономического общества у И.В. Вернадского произошел инсульт, и его частично парализовало. Он потерял возможность правильно говорить и был вынужден остановить преподавание и публичную деятельность. В 1868–1876 годах был управляющим конторой Государственного банка в Харькове, товарищем (заместителем) председателя губернского Статистического комитета, председателем Общества взаимного кредита. В 1876 году вышел в отставку в чине тайного советника.
В 1871 году стал одним из пяти учредителей первого в стране акционерного ипотечного банка – Харьковского земельного.
И.В. Вернадский возвратился в Петербург в 1876 году и возглавил Комитет грамотности и Политико-экономическое общество.
До конца своих дней он жил в Петербурге, где и скончался 27 марта 1884 года и был погребён на Никольском кладбище АлександроНевской лавры.
Интересен тот факт, что еще в 1850 году, выходя замуж за Ивана Васильевича, Мария Николаевна получила в приданое хутор Шигаевский (500 десятин пахотной земли с хозяйственными постройками, лугами и прудом в Моршанском уезде Тамбовской губернии). Когда в начале 70-х годов XIX века началось строительство Сызранско-Вяземской железной дороги, которая должна была соединить Пензу, Рязань и Москву, одна из новых станций стала называться по фамилии владельца окружающей земли – Вернадовка. По завещанию отца имение Вернадовка досталось его сыну от второго брака – Владимиру Ивановичу. (В 1862 году И.В. Вернадский женился на кузине покойной супруги Анне Петровне Константинович.) Так уж сложилось, что здесь, в Вернадовке, Владимир Иванович провёл немало лет. Он приезжал сюда в течение почти полувека и активно занимался здесь научной, благотворительной и образовательной деятельностью.
Безусловно, Иван Васильевич Вернадский сыграл важную роль в формировании жизненной философии своего сына. В 1916 году Владимир Иванович, вспоминал: «У него была странная манера влиять на меня. Он стыдил меня, когда я что-нибудь не знал, и говорил, что у меня, в моей воле, есть полная возможность знать и я должен этой возможностью пользоваться, а если я ею не пользовался, то виноват я, а не другие. Что другие этого не знают, как и я, нисколько меня не должно оправдывать в моих глазах. А также не оправдывает и в его глазах».
Иван Васильевич много рассказывал сыну о Марии Николаевне, чей прелестный портрет работы Горбунова всю свою жизнь видел Владимир Иванович в кабинете отца. Уважение к этой удивительной женщине, восхищение ею, видимо, определило выбор Владимиром жены. Наталья Егоровна Старицкая принадлежала к типу женщин, подобных Вере Павловне из романа Чернышевского «Что делать?». Между Наташей и первой женою отца, или, во всяком случае, её портретом, Владимир Иванович находил тонкое сходство и в красоте, и в духовности, проявляющейся во всех чертах лица.
Происхождение, положение в обществе позволили Владимиру Ивановичу естественно войти в определённый круг людей – так называемых российских либералов конца XIX – начала XX века. В.И. Вернадский до конца своих дней следовал одному из постулатов либеральной идеи – вере в человеческую личность. Он считал, что просвещение, наука, культурная работа в отдалённом будущем смогут обеспечить преобразование российского общества. В статье «Памяти Я.В. Самойлова» (1926) он писал: «Человеческая личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность, существующая на нашей планете. Она не появляется на ней случайно…».
Атмосфера, вобравшая в себя присутствие духа Марии Николаевны и Ивана Васильевича, незримая связь с ними как бы способствовали развитию таланта великого естествоиспытателя и философа Владимира Ивановича Вернадского, который ещё при жизни вошёл в историю науки как основатель целого спектра новых направлений в цикле наук о Земле: геохимии и биогеохимии, метеоритики, мерзлотоведения и т. д.
Научное наследие В.И. Вернадского – создателя учения о биосфере и ноосфере как основе новейшей социально-экономической концепции устойчивого развития оценены обществом по достоинству.
В Москве его именем названы улица – проспект Вернадского, станция метро – «Проспект Вернадского», район Проспект Вернадского, расположенный в Западном административном округе Москвы.
В.И. Вернадский был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Мария Николаевна Вернадская в 1860 году была похоронена на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга. Это православное кладбище было устроено в 1831 году. Первым кладбищенским храмом стала небольшая деревянная церковь Измайловского полка. На территории кладбища по проекту К.А. Тона была построена церковь, освящённая 17 августа 1847 года во имя Святителя и Чудотворца Митрофана Воронежского. После революции кладбище закрыли, Митрофаниевскую церковь в 1929 году снесли.
В 1950-х годах на месте кладбища действовала барахолка, затем там появились склады, гаражи и свалки.
В 1997 году появились планы офисно-деловой застройки территории бывшего Митрофаниевского кладбища, получившей название «Измайловская перспектива».
* * *
P.S. Сегодня живущим в XXI веке хочется напомнить, что Мария Николаевна Вернадская в середине XIX века первая в России высказала много новых и верных мыслей, которые актуальны и по сей день…
Статья Елены Тончу из Альманаха «На память будущему» за 2021 год
https://tonchu.org/shop/istoriya-rossii/almanakh-na-pamyat-buduschemu-2021-/