Найти тему
Соккар

Похищение Персефоны и Элевсинские мистерии

 Миф о похищении Персефоны Плутоном лёг в основу таинственных Элевсинских мистерий. Сведений об этих таинствах сохранилось до обидного мало, и в чём заключается их смысл исследователи мифологии выясняют до сих пор. Но уже в 5 веке до н.э. Элевсинские мистерии подвергались насмешкам со стороны аристократической молодёжи. После исчезновения Персефоны её мать Деметра бродила по земле в поисках своей дочери. Придя в Элевсин, она стала няней сына царя Келея и Метаниры Демофонта. Желая сделать мальчика бессмертным, она невольно стала причиной его гибели, когда Метанира увидела как богиня уничтожает смертные части тела ребёнка на огне. Старшему сыну Метаниры Деметра подарила колесницу с крылатыми драконами и зёрна пшеницы. Зевс повелел Плутону вернуть девушку матери, но Персефона вынуждена была проводить третью часть года в обществе Плутона. Почему же события этого мифа легли в основу Элевсинских мистерий? Каким образом бессмертие связано с огнём? Зачем Деметре, утратившей собственную дочь, делать сына чужой женщины бессмертным? Почему Персефона вынуждена проводить вместе с мужем только третью часть года, а остальную часть на поверхности земли? Прочтём миф о похищении Персефоны и попробуем найти ответы на эти вопросы.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга I : "Плу­тон, влю­бив­шись в Пер­се­фо­ну, тай­но похи­тил ее с помо­щью Зев­са. Демет­ра ночью и днем бро­ди­ла по всей зем­ле со све­тиль­ни­ка­ми, разыс­ки­вая ее. Узнав от гер­ми­о­не­ев, что ее похи­тил Плу­тон, она поки­ну­ла небо, раз­гне­ван­ная на богов, и, при­няв образ смерт­ной жен­щи­ны, при­шла в Элев­син. Вна­ча­ле она села у ска­лы, назван­ной после это­го Аге­ласт, близ колод­ца Кал­ли­хо­ра, затем при­шла к Келею, кото­рый тогда цар­ство­вал в Элев­сине. Во двор­це нахо­ди­лись жен­щи­ны, и, когда они при­гла­си­ли Демет­ру сесть под­ле них, некая ста­ру­ха по име­ни Иам­ба ска­за­ла какую-то шут­ку, заста­вив боги­ню улыб­нуть­ся. Гово­рят, по этой-то при­чине жен­щи­ны во вре­мя празд­ни­ка Фесмофо­рий обме­ни­ва­ют­ся шут­ка­ми. У супру­ги Келея Мета­ни­ры был ребе­нок, и Демет­ра ста­ла его нян­чить. Желая сде­лать маль­чи­ка бес­смерт­ным, боги­ня ночью кла­ла дитя в огонь и таким обра­зом уни­что­жа­ла смерт­ные части тела, но, так как Демо­фонт (тако­во было имя ребен­ка) рос с неимо­вер­ной быст­ро­той, Мета­ни­ра под­сте­рег­ла боги­ню и уви­де­ла, что та дела­ет. Схва­тив ребен­ка, поло­жен­но­го в огонь, Мета­ни­ра гром­ко закри­ча­ла, и дитя из-за это­го погиб­ло, уни­что­жен­ное огнем: Демет­ра же яви­ла свою боже­ствен­ную сущ­ность.

Стар­ше­му из сыно­вей Мета­ни­ры Трип­то­ле­му она изго­то­ви­ла колес­ни­цу, в кото­рую запряг­ла кры­ла­тых дра­ко­нов, и дала зер­на пше­ни­цы, кото­ры­ми Трип­то­лем, под­няв­шись к небу, засе­ял всю зем­лю. Пани­а­сид же сооб­ща­ет, что Трип­то­лем был сыном Элев­си­на: он гово­рит, что Демет­ра при­шла имен­но к нему. Фере­кид же назы­ва­ет Трип­то­ле­ма сыном Оке­а­на и Геи.

Так как Зевс пове­лел Плу­то­ну вер­нуть Кору на зем­лю, Плу­тон дал ей съесть зер­но гра­на­то­во­го ябло­ка, для того чтобы та не оста­ва­лась дол­гое вре­мя у мате­ри. Кора же, не подо­зре­вая, что от это­го может слу­чить­ся, про­гло­ти­ла его. Сви­де­те­лем про­тив Коры высту­пил Аска­лаф, сын Ахе­рон­та и Гор­ги­ры, и Демет­ра накры­ла его в Аиде тяже­лым кам­нем; но Пер­се­фо­на тре­тью часть каж­до­го года была при­нуж­де­на оста­вать­ся у Плу­то­на, а осталь­ное вре­мя про­во­ди­ла сре­ди богов. Вот что рас­ска­зы­ва­ют о Демет­ре".

 Очевидно, что миф о похищении Персефоны содержит много неясностей и умолчаний, может быть, и известных современникам этих событий, но совершенно непонятных нам. Почему Деметра узнав, где находится её дочь, приходит в Элевсин и становится няней ребёнка смертной женщины? Её перестала интересовать судьба собственной дочери? Сомнительно. А зачем ей нужно было сделать бессмертным обычного человека? Она не справилась с гораздо более простой задачей - не уберегла свою дочь - как же она справится с другой намного более сложной проблемой? Да и зачем ей это нужно? Миф умалчивает. Ни сам ребёнок, ни его мать с подобной просьбой к Деметре не обращаются. Они и не могут этого сделать, потому что перед ними предстала не богиня, а обычная смертная женщина, чужестранка. Но намерения богов не обсуждаются даже современными исследователями мифологии, что уж говорить о Демофонте и Метанире. Боги исполняют то, что ими задумано, нравится ли это людям или не нравится, нужно ли это им или не нужно, просят ли смертные их об этом или не просят. Можно предполагать, что Демофонту меньше трёх лет, раз ему нужна няня. Зачем ему бессмертие? Он даже не знает, что это такое. Как же справилась со своей задачей Деметра? Да никак! Можно сказать, с точностью наоборот. Ребёнок погиб. Поэтому нам следует более внимательно отнестись к действиям богини. Что это, трагическая случайность, брак в работе или же порочен сам метод обретения бессмертия? Очевидно, продекларированное намерение - сделать ребёнка бессмертным - явно расходится с трагическим финалом. И тут не столь уж важно, что какой-нибудь апологет богини скажет, что в смерти ребёнка виновата мать, прервавшая процесс. Что это за богиня, которой может помешать обычная смертная! Но вот старшему сыну Метаниры Тлеполему Деметра оказывает поразительные благодеяния и все её планы воплощаются в жизнь. И здесь нет места нелепой случайности. Почему такие противоречивые результаты? Младшему сыну Метаниры Деметра обещает бессмертие, но не исполняет задуманное и сомнительный процесс заканчивается смертью ребёнка. Старшему сыну повезло больше, Деметра дарит ему колесницу с крылатыми драконами и зёрна пшеницы. При этом ни первый (что естественно, учитывая его возраст), ни второй (что удивительно, учитывая характер даров) ни с какими просьбами к Деметре не обращаются. Желания людей интересуют богов в последнюю очередь, иначе планы и желания самих богов могут и не свершиться. Тут важны приоритеты: желания богов - закон для людей, желания людей же - их собственные проблемы. Но, может быть, старший сын Метаниры оказал какие-то услуги Деметре, и она решила его облагодетельствовать таким образом? Миф обходит этот вопрос молчанием, но он очень уместен в этом случае...

  Непредсказуемый Зевс, ранее помогавший Плутону похитить Персефону, теперь вдруг раскаялся и решает вернуть её на землю, но наивная девушка по неведению (богиня?) съедает зёрна граната, предложенные божественным обольстителем, и в итоге рок устанавливает компромисс между Плутоном и Зевсом, но отнимает у матери возможность видеть свою дочь на протяжении четырёх месяцев... Решения богов дезавуируются роком. Даже боги не могут противостоять велениям рока. Необходимость нахождения Персефоны в двух мирах словно разделила календарный год на две части и это нашло отражение в Элевсинских мистериях. Логика намерений персонажей этого мифа и конечных результатов даже у богов не совпадают, намерения же людей обитателей Олимпа интересуют в последнюю очередь. И вот во всём этом следует разобраться.

 Как видно любому непредвзятому читателю в этом мифе имеется много скрытых смыслов. Любовь к Персефоне побуждает Плутона не к объяснению в любви и сватовству, что было бы естественно, а к похищению невесты. И это очень странно. Нарушить закон могут даже боги, что же делать тогда смертным? Если же критики возразят, что Плутон мог действовать так в силу обычая, то следует сказать им, что в результате похищения Персефоны несчастными становятся и Персефона, и Деметра. Что это за обычаи, которые не сохраняют положительный опыт прошлого, а обрекают на горе несчастных родителей? Возможно, Плутон надеется стать счастливым, разлучив мать с дочерью. Но разве можно стать счастливым, зная, что мать и дочь страдают в разлуке? Кажется, сострадание и мораль вовсе чужды бессмертным. Почему же Плутон, вступив в сговор с Зевсом и с его помощью, похищает Персефону, а не прибегает к сватовству открыто? Мне почему-то кажется, что в противном случае Плутону, чтобы обладать девушкой, придётся расстаться с некоторой суммой денег. Дешевле похитить невесту. О чувствах женщины боги могут не волноваться. Стерпится - слюбится.

  Расстроенная Деметра, узнав имя похитителя, не стала обращаться за помощью к Зевсу. Судя по всему, она понимает, что просьбами ничего в этом случае не добьётся. А ведь с формальной точки зрения Плутон и Зевс являются братьями Деметры... Очень странные родственники. Их родство носит сомнительный характер, хотя формально по мифам оно декларируется. Хороши же братья, решившие похитить племянницу! Такой поступок свойственен, скорее, преступникам, чем родственникам. Итак, узнав имя похитителя, Деметра не обратилась к Плутону и Зевсу, а, переодевшись в простую женщину, приходит в Элевсин. Из этого можно сделать вывод, что царь Элевсина и его жена были сообщниками Плутона и Зевса. Деметра, изменившая свой внешний вид, чтобы быть неузнанной, нанимается няней к младшему сыну Метаниры. Чужестранка! Мне жаль царя Элевсина, у неё явно не самые лучшие намерения. Она пришла мстить Келею и Метанире! Вот для чего она предстала в облике смертной женщины. Никто не должен её узнать. Её логика проста: вы отняли у меня дочь, а я лишу жизни вашего сына. Лёгкость, с которой женщина чужестранка, не имеющая мужа, была взята нянькой младенца, может свидетельствовать об одном: в доме Келея у неё был сообщник - старший сын Келея Триптолем. Скорее всего именно он назвал имя похитителя Персефоны. У него был мотив избавиться от Демофонта: после его гибели Триптолем становился единственным наследником царя Элевсина.

 Сообщение мифографа, что Деметра, возлагая ребёнка на огонь по ночам, тем самым хотела сделать ребёнка бессмертным, нужно рассматривать как попытку оправдать богиню. И сделано это было совсем в другую эпоху, когда складывался культ богов. Как и в подобном же случае с Ахиллом, намерение богини сделать мальчика бессмертным прерывает бдительность родителей: в первом случае - Пелея, во втором случае - Метаниры. С формальной точки зрения у Деметры нет никаких оснований оказывать благодеяние Демофонту. Даже если считать, что бессмертие существует, зачем оно людям? В этом случае они станут подобными богам, если допустить их существование. Боги же ревнивы и завистливы. Благодетелями их сделали люди совсем в другую эпоху. Деметра, пытаясь сделать ребёнка бессмертным, убивает его и делает несчастными родителей ребёнка. Бессмертный не нуждается в детях. Он не должен стареть, в противном случае нет смысла в бессмертии. Наконец, оно неестественно. Можно сказать, что бессмертные - это люди ("боги"), остановившие время. А это невозможно. Или остановившие старение. Нигде в природе мы этого не наблюдаем. Бессмертие души богам не известно. Да и что такое душа? Это понятие появляется только в классическую эпоху Эллады.

 После гибели Демофонта Деметра, добившись своей цели, бежит из дома Келея. Как ей пригодились одежды смертной женщины! В награду она оставляет Триптолему корабль ("колесницу, в которую запрягла крылатых драконов"), на котором ему пришлось оставить Элевсин ("поднявшись к небу засеял всю землю"). Зёрна пшеницы, доставшиеся сообщнику, - это пример усилий последующих поколений миофографов в дальнейшем стремлении облагородить образ Деметры, когда складывался культ богини земледелия. Производство зерна, обработка земли и производство металла связаны. Без металла нельзя обработать землю. И тут мы плавно переходим к Элевсинским мистериям.

 Компромисс, на который идут Зевс с Плутоном, носит какой-то неестественный характер: Персефона вынуждена проводить с Плутоном в подземном царстве третью часть года. Что за странный вид брака! Это скорее аренда женщины на четыре месяца (по другим данным на полгода). Как понять - у мужа плохой характер или у жены есть своё дело на земле? И совсем не похоже на супружество. Да и зачем богу смерти женщина? Она не рождает ему детей. И нужны ли этому богу дети? Он отнимает жизнь у других... Но ведь Плутону подвластны и богатства, а не только смерть! Точнее богатства Плутона становятся причиной смерти людей. В подземном царстве Плутона Аиде в пещерах и рудниках трудятся множество рабов, добывающих руду, из которой выплавят металл, а с его помощью люди будут обрабатывать землю. Добыча руды и драгоценных металлов сопровождается чудовищной смертностью. Так бог богатства стал богом смерти. Рабочих рук не хватало, и в зимнее время, когда работы на полях практически не было, в рудниках по решению Плутона и Зевса стал использоваться труд женщин. Четырёхмесячное пребывание Персефоны под землёй в мифе стало следствием этого решения, что нашло отражение в печальных песнопениях Элевсинских мистерий. Весной немногие из выживших женщин поднимутся на поверхность земли и будут рожать детей и трудиться на полях, засеянных злаками, орудиями труда из металла, выплавленного из руды, добытой в рудниках. Смех и радость вернутся на землю. В классическое время Персефона стала символом бессмертия души и возрождённой жизни. И в этом смысл Элевсинских мистерий: смерть людей, погибающих при добыче руды, оборачивается жизнью новых поколений.