Найти тему
Литература о жизни

Размышления от чтения "Первого философического письма" П.Я. Чаадаева.

Зачем мы сегодня удивляемся, что представители и нашей, и западной интеллектуальной среды распространяют уничижительный образ России?

Зачем удивляемся русофобии в мире, если мы сами - ее главный источник и постоянный питательный субстрат.

К каждой стране на мировой арене относятся так, как она сама к себе относится. Это как про людей, так же и про страны можно сказать.

Ведь все пошло издавна. По мнению видного русского философа Чаадаева, друга лучших наших людей пушкинской поры, ... русские - в общем, абсолютно ничтожная нация. Ведь, как он писал в своем знаменитом труде:

"Опыт времен для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды; мы не дали себе труда ничего создать в области воображения и из того, что создано воображением других, мы заимствовали одну лишь обманчивую внешность и бесполезную роскошь".

Вот такой безжалостный приговор самим себе. Победа над монголами и Наполеоном (в которой он сам участвовал) для Чаадаева, видимо, не считалась. Конечно, в то время даже "Слово о полку Игореве" еще не было открыто для общественности, как и иконопись Андрея Рублева, если не ошибаюсь. И великие открытия русской мысли и жемчужины русского искусства мирового значения - все это, действительно, лишь впереди, в тот момент, когда пишет Чаадаев (хотя зря все-таки он не считает Пушкина).

Но дело даже не в этом. Ведь когда любят свою Родину, то не благодаря чему-то, каким-то великим свершениям и мировым заслугам, которые якобы обязательно должны быть. Об этом хорошо напишет Лермонтов. Соглашусь с Лермонтовым. Родина не обязана быть великой, но она может быть любимой - то есть самой ценной, самой лучшей. И быть любимой - это значит быть любимой не за что-то, а просто так.