Статья не о каких-то литературных открытиях, а просто о кичливости отдельной категории граждан. Вот скажите честно, вам не встречались такие, которые к месту и не к месту любят ляпнуть – «О, жертва ЕГЭ!» Подразумевая то, что уж вот они-то, учившиеся в ту счастливую пору, когда о ЕГЭ никто и слыхом не слыхивал, легко заткнут за пояс неких юных оболтусов, страдающих на экзаменах.
А вот так ли? У меня давно уже есть твердое убеждение, что умному человеку сегодня ЕГЭ не помеха, а … не очень умному, его (ЕГЭ) отсутствие в прошлом, ну, вот никак не способствовало увеличению знаний и уж тем более не усиливало эрудицию. Вот недавний пример, читаю одну статью, где наповал сразило уже сразу «превью». К теме статьи эта фраза не относилась, автор просто решил/а «ошеломить» глубинными знаниями.
«Фамилия у этой девушки, как у жены Пушкина, и это не Пушкина, как думают многие жертвы ЕГЭ»
Ну, что сказать, блеснул, так блеснул. Эрудицией-то. Аж засияло знаниями. Напомнило это мне сразу случай на моем канале, где-то год назад, в статье о Луи XIII, я мельком упомянул о его матери – Марии Медичи. Знаете, какой был самый первый комментарий? «Аффтор – ты жертва ЕГЭ! Учи учебники! Какая Мария!?» Ну, вы поняли – слышал знаток звон, да не знает где он. Никого кроме Екатерины Медичи, у него в памяти не отложилось, а хотя бы логически, даже не зная о втором браке Генриха IV, можно было бы предположить, что в роду Медичи были и другие дамы кроме Екатерины и одну из них вполне могли звать Мария. Ну, это если еще не вспоминать один известный советский фильм – «Ларец Марии Медичи».
Ох, уж эта Мария Медичи, совсем недавно у уважаемого и любимого мною автора Ники Марш, в комментариях, было маленькое «восстание знатоков», как раз по этому поводу. «Знатоки», наверное, тоже избежавшие ЕГЭ талдычили автору то же самое – нет никакой Мария, женой Генриха была королева Марго, а Медичи - это мать последней и звали ее не Мария, а Екатерина.
Но вернемся к Наталье Николаевне, супруге нашего Александра Сергеевича. Ну, и какая же у нее была фамилия, если по «условию задачи» - она жена Пушкина? Вот так штука, «кто бы мог подумать», фамилия жены Александра Сергеевича Пушкина, была, как это «ни странно» - Пушкина.
Но посмотрим, а кто же у нас, в стройных рядах «многих жертв ЕГЭ»? Гау Владимир Иванович (1816-1895), художник-портретист, для заглавной иллюстрации выбрана известная работа 1842-43 годов, которая во всех справочниках именуется «Наталья Николаевна Пушкина»
Вот известные пушкинисты И. М. Ободовская и М. А. Дементьев, издававшиеся еще в СССР – у них тоже Пушкина. Вот почтенный мэтр Вадим Петрович Старк (1945-2014), доктор филологических наук, и прочая, и прочая, и прочая – тоже среди этих «многих». Как же так? Неужели все эти люди – от современников известной пары, до специалистов сегодняшних дней, посвятивших всю жизнь изучению наследия великого поэта и истории его семьи ошибаются, а прав велеречивый автор, свысока считающий, что Наталья Николаевна, будучи дважды замужем, так и жила официально под девичьей фамилией Гончарова?
Строго говоря, известная и обсуждаемая здесь дама в разные периоды своей жизни юридически и официально носила одну за другой три разных фамилии, но в тот период, когда она была супругой и вдовой Пушкина, у нее была фамилия первого мужа. Разве слово «жена» не подчеркивает именно этот период?
Пожалуй, я тогда тоже запишусь в «жертвы ЕГЭ», хотя закончил школу еще в 1997 году. Как-то мне в этой компании приятнее. Конечно, можно было бы пройти мимо, но здесь я также сразу вспомнил другого классика – Антона Семеновича Макаренко, «Педагогическая поэма», глава «Шарин на расправе»:
«Вот в этот момент я и расхохотался неприлично, неудержимо. Если бы Шарин не имел такого ученого вида, если бы не его приват-доцентская шевелюра, если бы не его апломб ученого!»
В том-то и дело, что слишком много пафоса в исходной фразе – не удержался, и самое главное, подобная претенциозность начисто обесценивала весь последующий текст автора.