Найти тему
Записки от Ивана

Про лимузины императрицы и княжеские.

Сегодняшний обзор вновь не про железную дорогу. Почему-то мне кажется, что те кто пролистывает "Записки" люди разносторонне развитые и не "утыкаются" в одну тему. Тем боле что сегодня все равно про технику. Даже в какой-то мере про предшественников железной дороги. Ведь пока стальные рельсы не легли между двумя столицами из Москвы в Санкт-Петербург и обратно (да и в другие города тоже) перемещались на конной тяге: кто в телегах, кто в тарантасах, а кто побогаче - тот в каретах. И эти самые кареты были и богаче и удобней всего остального, да и статус показывали всем окружающим. Как сейчас дорогие авто типа тех самых лимузинов, что упомянуты в заголовке.

1. В музее-усадьбе Архангельское (неподалеку от Красногорска, Подмосковье) есть любопытный музей. Точнее небольшая выставка. Еще точнее в западном флигеле дворца Юсуповых есть Каретная галерея. Там, к сожалению, остатки коллекции, большая часть была передана в Истринский краеведческий музей, где и погибла во время "принесения культуры немытым русским варварам цивилизованными германскими солдатами" в 1941 году. Поэтому самый старый экспонат - вот эта карета - купе Ирины Михайловны Юсуповой.

2. Карету сделали в Германии, ценнейшие породы дерева, сталь, кожаный салон с бархатными вставками, стекло - все это очень дорого и круто для XVIII века. А на дверках там еще и "аэрография" как сказали бы сейчас - живописные этюды, естественно, ручной работы. Чтобы понятно было - едет важный и богатый человек.

-2

3-5. Уже тогда, в веке Просвещенного Абсолютизма, "автопром" из Германии "бодался" с французским. И следующий экипаж - двухместная карета-купе Екатерины Великой была создана по проекту французского мастера. Правда производство было "локализовано" в России. Здесь тоже все дорого-богато, позолота и прочая и прочая... Любопытно, что карету князьям Юсуповым подарили. Император Николай I. В награду за организацию собственной коронации князем Николаем Борисовичем Юсуповым. То есть традиция награждать отличившихся транспортными средствами (дорогими авто или каретами) отнюдь не современная. В галерее три фотографии этого экипажа.

6-7. Две кареты выше - это все же кареты для выездов на небольшие расстояния, чисто для представительских функций и показания статусности владельца. Третий же экспонат Каретной Галереи - чисто функциональный экипаж: двухместная дорожная карета-дормез Николая Борисовича Юсупова. Нет там тоже красное дерево, кожа и бронза-позолота. Но все более практично, а еще и большое количество мест для багажа. Две фотографии в галерее.

8-9. Бонусом - пара стендов, на которых изображены различные типы и варианты колесных экипажей.

10. А заключительной фотографией на сегодня будет совершенно необъяснимая для меня "троица". Честно, я так и не понял, что делают эти две мортирки и пушка в галерее с каретами и прочими атрибутами конной упряжи. Слабый аргумент в поддержку их нахождения здесь: возможно они брались с собой для обороны на долгом пути от разбойников Но это как-то уж очень притянуто за уши. Ваши версии?

-6

И на этом на сегодня все. Всем спасибо за внимание, за оценки и комментарии. Удачи!