Недавно вышел свежий номер журнала Vanity Fair, на обложку которого попали 4 героя франшизы "Звёздные войны". В самом номере опубликован материал относительно будущего бессмертной саги. И, несмотря на чёткие (ну надо же!) планы студии по созданию полнометражных фильмов по "Звёздным войнам", сейчас студия Lucasfilm, по заверениям её президента Кетлин Кеннеди, ориентирована на выпуск сериалов, о чём, собственно, недвусмысленно намекает вышеупомянутая обложка журнала. Но почему так?
Ниже я постараюсь дать общий ответ, почему студия берёт курс на "сериалостроение", а в следующей статье закреплю свои тезисы аргументами, разобрав каждого персонажа из представленных на обложке с точки зрения его потенциала.
Итак, почему сериалы, а не фильмы?
Причина № 1. Дистанцирование от кинотрилогии сиквелов.
Думаю, аналитический и маркетинговый отдел Lucasfilm прекрасно понимают, что созданный сиквелами сарафан (без привязки к качеству фильмов) имеет явно негативный оттенок, поэтому в части видеоконтента всё, что мы получили из эпохи сиквелов и с героями сиквелов после выхода Эпизода IX, - это 2 неканоничных мультфильма, исполненных в стиле LEGO-анимации.
По этой причине создание нового фильма с высоким кассовым потенциалом (а кассовые сборы сиквелов только падали от фильма к фильму) - задача сложная, её реализация возможно только после существенного изменения общественного сознания относительно последних кинотеатральных релизов "Звёздных войн". Необходимо, чтобы массовый зритель воспринимал будущие фильмы без негативной эмоциональной привязки к трилогии сиквелов.
Отсюда вытекает следующая причина...
Причина № 2. Новые реалии "ковидной" эпохи.
Вирус COVID-19 внёс свои коррективы в нашу с вами повседневную жизнь, особенно в ту её часть, что касается посещения массовых мероприятий, к которым относится поход в кино. Кинотеатральные сборы резко упали из-за "ковидных" ограничений, а после их постепенного снятия зрители не были готовы массово возвращаться в кинотеатры. Для этого нужно что-то веское, проверенное, имеющее положительный оттенок.
Нынешняя практика показывает, что зритель готов снова пойти в кино, только если ему предложат что-то, гарантирующее приятное времяпровождение. "Звёздные войны", к сожалению, пока что такой гарантии дать не могут по уже описанным мною выше причинам.
Однако если сериалы смогут переломить общественное мнение, то, будьте уверены, кинофильмы по "Звёздным войнам" снова начнут штамповать. Некоторое время назад от продюсеров "Мандалорца" озвучивалась идея кинотеатрального фильма с героями сериала. Так что неровен час, когда сериальные герои займут свою нишу в большом кино.
Причина № 3. Удешевление производства.
Сериалы стоят дешевле фильмов. Это практически аксиома. Даже если бюджеты громких сериалов и блокбастеров сопоставимы, то в сериалах банально больше хронометража, т.е. за те же деньги студия получает больше просмотров.
Понятное дело, студия Lucasfilm - не из бедных, но как коммерческая структура она думает о прибыли. При падении кассовых сборов кинофильмов снижение их производственных бюджетов может стать верным решением с точки зрения окупаемости, но отрицательно скажется на зрительских впечатлениях, ибо кинотеатральные "Звёздные войны" - это всегда что-то зрелищное и масштабное.
Но к сериалам пока что действуют несколько иные требования. А уж стандарты сериалов по "Звёдным войным" до "Мандалорца" вообще отсутствовали. Так что более низкие бюджеты, отсутствие эпика и привычного масштаба можно оправдать фразой: "Ну это же сериал" и при этом не потерять зрителя, который согласится: "Да, это же сериал".
Причина № 4. Готовая схема производства.
Во-первых, "Звёздные войны" на малых экранах - это не что-то новое. До сериалов франшиза неоднократно примеряла на себя формат мультсериалов. "Войны клонов" от Геннди Тартаковски, "Войны клонов" от Джорджа Лукаса и Дэйва Филони, "Повстанцы" от Дэйва Филони - самые успешные примеры. Зрителей не нужно учить тому, что "Звёздные войны" - это не только кинотеатральный формат, зрителям достаточно лишь напомнить об этом. И это большой плюс для сериалов по "Звёздным войнам".
Во-вторых, формат стриминговой платформы Disney+, где выходят сериалы по "Звёздным войнам", тоже не нов и уже имеет успешный опыт реализации у конкурентов (взять тот же Netflix). В случае студии Disney весь вопрос не в том, будут ли зрители подписываться за свои кровные на стриминговый сервис, а в том, что будет предлагать им этот сервис. Сериалы в качестве такого предложения годятся гораздо больше фильмов, т.к. идут не один месяц, что обеспечивает длительную подписку на сервис.
Причина № 5. Возможность показать уже знакомых героев.
В наше время сериалы по уровню исполнения достаточно близко подобрались к кинотеатральным релизам, и в последнее время уже стало нормальным, когда популярные актёры кино снимаются в тех или иных сериалах. Это снимает вопрос участия кинозвёзд в проектах для малых экранов, чему доказательством является возвращение Эвана МакГрегора к роли Оби-Вана Кеноби в грядущем проекте от Lucasfilm.
Другой аспект данного вопроса: сериалы позволяют показать уже известных и полюбившихся героев мультсериалов в живом исполнении, что тоже добавляет им баллов. Примеров тому уже достаточно: "осериаленные" Асока Тано, Бо-Катан Крайз, Кэд Бейн, Гранд-инквизитор, Пятый брат.
Причина № 6. "Ретконящие" и заполняющие пробелы мостики.
Не самая явная причина, как по мне, но имеющая место. С помощью сериального повествования есть возможность не только рассказать самостоятельную историю, но и "проложить мост" от события к событию, тем самым заполнив имеющиеся в таймлайне саги пробелы. Например, в уже вышедшей "Книге Бобы Фетта" отчасти выстроен мостик к событиям трилогии сиквелов: нам показали Академию Джедаев Люка Скайуокера, уничтожение которой мы видели в Эпизодах VII и VIII.
Ну а отдельные моменты вполне можно "отретконить". К примеру, можно выстроить историю происхождения фигуры Верховного лидера Сноука, который так толком и не был раскрыт в сиквелах; изначально герой заявлялся в качестве некоего древнего существа, а по факту оказался одним из клонов на службе Палпатина, но в обоих случаях предыстории персонажа не уделено практически никакого внимания.
Сериалы смогут подвести нужные мосты к известным событиям, тем самым хотя бы частично изменив восприятие зрителей.
PS
Как вы могли заметить, большинство вышеуказанных причин имеют под собой коммерческую подоплёку. Это не значит, что сами сериалы будут представлять из себя бездушные поделки, ибо тут всё строго индивидуально и зависит от множества факторов и задействованных в производстве лиц. Однако общая тенденция налицо: Lucasfilm действует по определённой схеме, распространённой в бизнес-среде. Студия чётко понимает массовый зрительский запрос, и потому совестливо удовлетворяет требования своих клиентов. Например, клиент остался недоволен старым Люком-отшельником из Эпизода VII? Не беда, клиент получил молодого Люка-Джедая в "Мандалорце" и "Книге Бобы Фетта". Или клиент полюбил героев "Войн клонов" Асоку Тано, капитана Рекса и Кэда Бейна? У нас есть решение: клиент получил их камео в "Мандалорце", "Книге Бобы Фетта" и "Бракованной партии" (а Кэда Бейна для этих целей даже воскресили).
Творчество при таком подходе имеет риск быть задвинутым на второй план. Пока что этого не произошло. А произойдёт ли - покажут будущие сериалы.