Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек,
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.
И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне,
Хитрая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась — и осталась довольна вполне.
И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью:
Баба как баба, и что её ради радеть?!
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту и другую раздеть.
Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз;
Деньги взяла, и часы, и ещё документы,
Сплюнула, грязно ругнулась — и вон подалась.
Только к утру обнаружила Правда пропажу —
И подивилась, себя оглядев делово:
Кто-то уже, раздобыв где-то чёрную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так — ничего.
Правда смеялась, когда в неё камни бросали:
«Ложь это всё, и на Лжи одеянье моё…»
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами её.
Тот протокол заключался обидной тирадой
(Кстати, навесили Правде чужие дела):
Дескать, какая-то мразь называется Правдой,
Ну, а сама пропилась, проспалась догола.
Полная Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах,
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла —
И ускакала на длинных и тонких ногах.
Некий чудак и поныне за Правду воюет,
Правда в речах его правды — на ломаный грош:
«Чистая Правда со временем восторжествует —
Если проделает то же, что явная Ложь!»
Часто, разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадёшь.
Могут раздеть — это чистая правда, ребята;
Глядь — а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь — на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь — а конём твоим правит коварная Ложь.
"Притча о Правде и Лжи" в исполнении Владимира Высоцкого является пожалуй самой широко известной в России трактовкой старой средневековой легенды о Правде и Лжи, согласно которой Ложь как-то пригласила Истину искупаться в колодце, но, когда Истина погрузилась в воду, Ложь внезапно вышла на сушу, надела одежду Истины и была такова... С тех пор Ложь путешествует по всему миру, одетая как Истина, а "обнаженная правда" так и прозябает в колодце.
Эта средневековая легенда является весьма вольной трактовкой двух античных изречений. Первое из них - это крылатая фраза поэта Горация, который окрестил правду "голой", имея ввиду то, что она должна высказываться прямо, без домыслов и иносказаний. Второе же высказывание, легшее в основу средневековой легенды, это туманная фраза Демокрита о том, что « ... истины мы ничего не знаем, потому что правда в колодце».
И римский поэт и греческий философ высказывались о правде разумеется образно, однако средневековые писцы и хронисты обращались с античным материалом весьма вольно и трактовали его по своему. Так и родилась легенда об Истине, гонимой Ложью и прозябающей в глубоком и темном колодце.
Легенда эта была очень популярна и много позже средних веков, а в XIX веке у нее даже появилось продолжение. Должно быть именно тогда вошла в моду мысль о том, что добро (а вместе с ним и правда) должно быть "с кулаками", и в живописи появился сюжет о том, как Правда сбегает из своего колодца, вырывается на свободу и намеревается покарать людей за столь долговременное пренебрежение ею.
Теперь "Братство..." есть и в Telegram. Присоединяйтесь, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood