Найти тему
Лекторий Dостоевский

Ломоносов - человек и паровоз

Наш текст о Красине, где не было ничего нового или оригинального, вызвал живой отклик у аудитории, особенно ее советской части. У людей никак не укладывается в голове, что профессионал может быть сволочью. А сволочь - в чем-то профессионалом. И обе эти ипостаси могут совмещаться в революционном деятеле. Впрочем, Сергей Мавроди тоже для кого-то был человеком-загадкой и сложной личностью, даже скажем - для слишком многих, а оказалось все очень прозаично. И мы решили еще покататься на этой теме, весело и задорно.

Красин, человек-пароход, не был инициатором Паровозного дела, хотя наверняка был среди бенефициаров. А вот непосредственно им занимался человек-паровоз, как его называли "ломоносов-паровозов".

Юрий Владимирович Ломоносов родился в 1870г. в небогатой дворянской семье в Гжатске Смоленской губернии. Окончил кадетский корпус с отличием и поступил в Институт инженеров путей сообщения. Он сделал в Российской империи неплохую карьеру благодаря своим инженерным талантам. Уже в 30 лет был назначен инспектором Российских государственных и частных железных дорог. Был признанным авторитетом в области паровозостроительной техники и самым молодым профессором Киевского политехнического института, где заведовал кафедрой. Имел репутацию честного и бескомпромисного чиновника, откровенно рассказывал Витте о воровстве и злоупотреблениях на КВЖД, где осуществлял инспекцию. Активно занимался исследованиями паровозных двигателей внутреннего сгорания и написал докторскую диссертацию по динамике локомотивов. Передовой специалист империи, обласканный славой и должностями, поездками по международным выставкам. И чем же он империи отплатил?

Еще в бытность своей работы в Киевском политехническом институте, в 1905, он стал профессиональным марксистом и членом боевой группы ЦК РСДРП, руководимой Красиным. Это уже после того, как он стал инспектором путей сообщения. И эту свою сторону он неплохо скрывал, так что до сих пор о нем немного известно. Но когда 28 февраля 1917 года Александр Бубликов явился с группой каких-то оборванцев в Министерство путей сообщения, Юрий Владимирович тут же стал его заместителем. Как писал сам Бубликов:

Все служащие перешли в моё распоряжение. Один из них попытался оспорить моё право на захват управления и сделал заявление по этому поводу. В середине речи его лицо изменилось и упрямство исчезло, так как он посмотрел вниз и увидел револьвер Ломоносова, упёртый ему в живот. В один миг он понял обстановку. „Прошу прощения“, — сказал он, и инцидент был исчерпан.

Тогда же именно под руководством Ломоносова был разобран путь перед царским поездом, что обеспечило изоляцию царя и его отречение. То есть ученый был человеком дела, не пасовал и не церемонился ни с кем. Когда же к власти пришли большевики, дворянина, буржуя и царского чиновника Ломоносова никто раскулачивать не посмел. Ломоносов назначается Лениным руководителем стройки «Алгембы» (проект по сооружению железной дороги и нефтепровода от города Александров Гай до нефтяных месторождений в районе реки Эмбы), причем с широчайшими полномочиями. Ломоносов отчитывался о своей деятельности только перед Лениным, а других отсылает попастись. В итоге на стройку потратили гигантские средства, несколько десятков тысяч человек умерли от болезней и недоедания, а потом выяснилось, что железная дорога там вообще не нужна и строительство забросили.

Но разве может такой провал поколебать позиции уважаемого человека? Конечно же нет. Его назначают уполномоченным представителем Совета Народных Комиссаров по закупкам ж\д оборудования в Европе. Где и была провернута та самая паровозная афера. О которой он отчитывался лично перед Лениными и против которой мягко протестовал Красин. Но на кону были такие деньги, что протесты это могло вызвать только у недалеких людей, к которым человек-пароход не принадлежал. Несмотря на голод в стране, большевики потратили больше средств на закупку паровозов, чем на покупку хлеба. В 1921-22гг. паровозов ввезли на 124,3 млн. руб., продуктов мукомольного производства — на 92,6 млн. руб. Всего было потрачено 200 млн. рублей, что составляло четверть от всего золотого запаса страны. А параллельно с этим он принял участие в создании первого отечественного тепловоза с электрической передачей. Ломоносов создал выдающийся творческий коллектив инженеров и ученых, в состав которого входили инженеры Н.А.Добровольский, Э.В.Шветер, профессор Ф.Х.Мейнеке. Советское правительство, деятели зарубежной науки и техники высоко оценили тепловоз его системы.

Во всех делах Ломоносов был подотчетен только Совнаркому, то есть Ленину. Ломоносов настолько входит во власть, что на него жалуется Ленину (больше некому!) всесильный Троцкий. После аферы Ленин хочет назначить Ломоносова заместителем наркома путей сообщения (Дзержинского). Но Ломоносов не горит желанием работать в России, ведь он в ней уже почти и не живет. Он пишет Ленину письмо, в котором отказывается от предложенной работы. Оцените стиль: «Не только мою службу в НКПС, но и вообще мою административную работу надлежит считать законченной. Не пришелся я Вам ко двору. Я это сам сознал и смирился. Есть только один путь использования силы и знания. Это — путь научного творчества. Заприте меня с 2-3 красотками в совхоз или в немецкий университетский городишко на 5-7 лет, и я обязуюсь закончить обработку моих опытов над паровозами, из коих некоторые, смею думать, имеют всемирное значение». Так с Лениным общаться было не принято. Обычно.

До самой смерти Ленина он продолжает жить в Европе на широкую ногу, а в 1927 году уезжает в Англию и становится невозвращенцем. Его не пытались украсть, убить, отравить, как это было с другими невозвращенцами. С работой, кстати, у этого выдающегося профессионала за рубежом не ладилось. До 1930 года он мотался по США, где его никуда не брали. А сын его в это время учился в Кембридже, что не всякому быку позволено даже за большие деньги. Единственная работа, которую имел Ломоносов накануне второй мировой войны, была должность консультанта в лондонской фирме инженеров-консультантов (1935-1937). А одним из его немногих реализованных технических проектов, выполненных в сотрудничестве с другими инженерами, стала конструкция сенокосилки, созданная на основе некоторых элементов конструкции первого дизельного локомотива.

Итого: высокий царский чиновник плотно работал с большевиками, провернул пару афер, открыто стебал Ленина, после чего уехал в Англию, где и устроился сладко жить на проценты с провернутых сделок. «Да, мы умели отдохнуть красиво!»

-2

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚 Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/