Если не повезло, вы стали потерпевшим в ДТП и вас не устраивает принятое страховой компанией решение о выплате в части суммы или отказа в выплате, борьбу за свои права следует начать с подачи претензии в страховую компанию. В соответствии со ст.16.1 Закона N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", досудебный порядок урегулирования спора по таким делам обязателен.
Претензию составляют в письменной форме. Требования к содержанию претензии и приложениям установлены в Правилах ОСАГО.
1. Что указать в претензии
Укажите в претензии (п. 5.1 Правил ОСАГО):
1) наименование страховщика, которому ее направляете;
2) сведения о потерпевшем: полное наименование и адрес места нахождения вашей организации, фио и адрес гражданина, в зависимости от того, кому причинен ущерб, застрахованный страховой компанией.
На этот адрес страховщик направит ответ, если не согласится с вашими требованиями. Если вы хотите получить ответ в другом месте, то дополнительно напишите почтовый адрес для ответа на претензию и попросите отправить его именно туда;
3) сведения, позволяющие соотнести претензию с предыдущими обращениями (например, номер выплатного дела). Об этом не сказано в п. 5.1 Правил ОСАГО, однако досудебный порядок урегулирования спора будет считаться соблюденным, если вы в том числе укажете такие сведения. Если из-за их отсутствия страховщик не сможет выполнить ваши требования, суд не взыщет с него неустойку, штраф, финансовую санкцию (п. п. 22, 86, 93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58);
4) основания для подачи претензии:
- Обстоятельства, послужившие основанием для обращения с заявления о выплате. В частности, обстоятельства наступления страхового случая, сведения о транспортных средствах, участвовавших в ДТП, их водителях и виновнике ДТП;
- Решение страховщика по заявлению о выплате. Если страховая выплата осуществлена, укажите сумму выплаты. Если в страховой выплате отказано, приведите указанные страховщиком мотивы отказа в выплате.
- Обстоятельства, являющиеся основанием для обращения с претензией (страховщик выплатил возмещение в меньшем объеме, не выплатил в установленные законом сроки и т.д.). Если для определения суммы ущерба вы организовали независимую экспертизу, укажите дату, время и место проведения осмотра, как страховщика вызывали на осмотр, участвовал ли он в осмотре;
5) положения нормативных правовых актов, которые нарушил страховщик. В частности, если он не выплатил возмещение в установленный срок, сошлитесь на п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО;
6) требования к страховщику. Укажите, что именно вы просите и размер суммы. Например, это может быть разница между суммой ущерба и выплаченной суммой. Кроме того, сумма требований может включать в себя, в частности, неустойку, стоимость независимой экспертизы;
7) банковские реквизиты для перечисления. Их можно указать как в самой претензии, так и в отдельном приложении;
8) дата и подпись. Если претензия подписывается по доверенности, укажите ее дату и номер.
Какие документы приложить к претензии
К претензии в обязательном порядке прикладываются документы, предусмотренные Правилами ОСАГО (п. 93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58).
К ним относятся:
1) документы, которые обосновывают ваши требования. Очень часто это заключение независимой технической экспертизы. Важно, чтобы документы были оформлены в соответствии с требованиями законодательства (п. 5.1 Правил #ОСАГО ). Например, требования к содержанию экспертного заключения установлены п. 8 Правил проведения независимой технической экспертизы ТС;
2) документы, которые нужно было представить при подаче заявления о выплате, если этого не было сделано.
Если не направить данные документы и (или) сведения в страховую компанию либо направить их в ненадлежащих форме или количестве, это может быть расценено как несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Вместе с тем в некоторых случаях отсутствие документов не столь критично. Например, если истец не представил все необходимые документы и (или) сведения, но из поданных можно с очевидностью установить существо и размер требований, досудебный порядок считается соблюденным (п. 17 Постановления Пленума Верховного #Суда РФ от 22.06.2021 № 18).
При недостаточности обосновывающих требование документов страховщик обязан сообщить об этом в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте (при личном обращении - в тот же день). Он должен перечислить недостающие и/или неправильно оформленные документы. В противном случае досудебный порядок считается соблюденным (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО, п. 5.1 Правил ОСАГО, п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18).
Если претензию подписывает представитель, приложите доверенность. В противном случае #страховщик откажется удовлетворять претензию (п. 5.2 Правил ОСАГО).
Претензию можно передать лично или направить или почтой. Если планируете направить ее курьером, вам понадобятся два экземпляра: один - для страховщика, второй - для вас, на нем будет отметка представителя страховщика о получении претензии. Более подробно о способах направления претензии читайте в статье канала «Право на качество» «Как написать претензию».
Не забудьте указать само требование: выплатить сумму возмещения.
Спасибо за внимание. Если моя статья показалась вам полезной, поставьте лайк 👍или поделитесь публикацией в социальных сетях.
Может быть интересно:
ДТП на СТО: кто возместит ущерб?
Битва доказательств за признание недостатка существенным.
Признаёт ли закон ремонт автомобиля за границей.
Не забывайте подписываться на канал. Подписка на канал позволит не пропустить новые полезные публикации.
Если понравилось творчество дизайнера, с вас лайк (если ещё не ставили).
#защита прав потребителей #закон о защите прав потребителей #досудебная претензия #осаго #автолюбителям #претензия #pravona