Найти тему
Записки москвитянина

ПРИДУТ НА КНИЖНЫЙ САЛОН, А ТАМ...

Публика сваливает с батла на Дворцовой...
Публика сваливает с батла на Дворцовой...

На 17-м Международном книжном салоне в СПб мне понравилось больше всего то, что участие на МКС было бесплатным – и для издательств-организаторов стендов, и для самих посетителей. Это весьма своевременно, потому что платное участие давно себя коммерчески не оправдывает: книг-то образованные люди (как правило, весьма небогатые) покупают все меньше, а цена на книги – продолжает расти быстрей стипендий, пенсий и бюджетных зарплат. Но и на встречу с авторами, как я заметил, люди не особо торопятся, а соберутся в выходной, придут – так попадут на баттл...

О, этот баттл мне запомнился! Вышли на состязание с определением победителя (зрители не голосовали – только непонятно кем назначенное жюри!) не молодые стихотворцы или отвязные рэперы, а солидные дядечки и дамы в шляпах и куртках. Я одного поэта в плаще издалека за знакомого бухгалтера принял, он и читал в духе благостных времён: «Эти руки твои мне звезду зажигают под вечер…». Ну, а царил на сцене в неизменной кепке-восьмиклинке поэт-маньерист Вадим Степанцов, который противным голосом запел, не фальшивя, а просто - мимо нот: «Упившийся в соплю бухгалтер…». И дохнуло перестройкой, перегаром эпохи Ельцина, танцующего под «Моего бухгалтера». Просто - давно слежавшимся нафталином пахнуло, который перебивал даже свежий ветер с Невы:

Невская вода,

Невское пиво.

Я – безупречен,

Ты – красива.

Тридцать лет назад этот выпендрёж казался кому-то дерзким, а сегодня настолько обветшал, что кривляющегося Степанцова было просто жалко. А он продолжал перемежать ужасными песенками разноголосицу поэтов:

…Я люблю только грустных девчонок,

Как реальный советский поэт.

Тут Степанцов - моложе, но и тогда ужасно пел...
Тут Степанцов - моложе, но и тогда ужасно пел...

Уж не присваивал бы весомое звание. Но и ведущий вечера – главный редактор «Литературный газеты» Максим Замшев тоже не скупился на звания и эпитеты: «Поскольку здесь на сцене присутствуют лучшие поэты России…». При этих словах моя знакомая-медик, пишущая прозу, посмотрела на меня округлившимися глазами. Я пожал плечами, а на сцене скинула меховую жилетку и осталась в майке московская поэтесса, чтобы лихо начать читать про «лобзаний плазменные лобзики». Звучно, но неприятно…

Алексей Полубота, недавно вернувшийся в Москву с Донбасса, прочитал стихи из цикла «На жгучих полях Новороссии, а Владимир Скворцов - про русскую словесную матрицу, но вечер на серьёзную стезю не поворачивал. Тут же выскочил рыжеватый стихотворец с псевдонимом Франческа, в шляпе и с рюкзаком за плечами (на парадной-то сцене!) и начал читать по книге (!) ритмичную галиматью, среди которой разборчиво прозвучало: «Весна рисует чёрное на чёрном». Да, палитра – подходящая…

Видно было, что, переняв неподобающую форму баттла, никто из устроителей не позаботился о содержании: !чёрное на чёрном! Почему тут, на Дворцовой, не озадачить участников тематикой? - пусть одно стихотворение будет о деяниях и городе Петра. Ну и другое – само напрашивается: о культурном наследии или перевод стихотворения с языка многонациональной России в Год культурного наследия народов Р. Ведь так и судить легче было бы!

Алексей Ахматов, который вышел в финал от Питера, прочитал знакомое мне стихотворение про гостей, которое вызвало усмешку и отозвалось ещё летом строчками пародии, вошедшей в новую книгу. Оно и начинается пародийно:

Их призвали всеблагие
В собеседники ко мне.
Здрасьте, гости дорогие,
Все в капусте и вине!

Стр.165 из новой книги...
Стр.165 из новой книги...

Победил неясно, по каким критериям (по воле достаточно пёстрого жюри) москвич Иван Куприянов, который в финальном состязании прочитал стихотворение, начинающееся с фальшивой умозрительной ноты: «Научи меня быть влюблённым…». Такому нельзя научить. Но, в принципе, передан сам унылый дух состязания. Было и холодно, и скучно, и неловко за Степанцова, но в тепле кофейни подвёл свой поэтический итог:

БАТТЛ НА ДВОРЦОВОЙ

Поэзия – набат ли

Иль отзвук слов простых?

Присутствовал на баттле

Поэтов возрастных.

Они соревновались:

Ну, Питер иль Москва?

А рядом волновались

Фонтанка и Нева,

Но всех сильнее – Мойка,

Где умер исполин…

Как будто перестройка,

Словесный нафталин.

Как будто вот такая

Россия – без певцов,

Коль пел, не умолкая,

Гнусавый Степанцов.

Неважно, кто чей житель,

Кто это отбирал

И кто же победитель..,

Ведь Питер - проиграл!

После меня в шатре С 21-го мая выступала лауреат Большой книги, любимица либеральной тусовки - Мария Степанова - активнейший автор антипутинского сайта Линор Горалик. Она опубликовала в первом же выпуске стишки про российский позор:

Лицо "русской литературы" - М. Степанова
Лицо "русской литературы" - М. Степанова

Его не съесть волна его не смочит

И волга в дно не перевоплотит

Кто чёт, кто кочет,

Какое блять безумие бормочет

Каких ещё кариатид

Винить пока не обесточат

Смутно, сбивчиво, но всё дышит ненавистью к России - без всяких запятых и сомнений.

Так это - уныло, неинтересно, не созвучно трагическому времени и стройной архитектуре города на Неве. А главное - пушкинской традиции. Проходил мимо "Книжной лавки писателей" - там в витрине характерная экспозиция, продолжающая бредовый тезис: Бродский - наследник Пушкина. Надо баттл устроить: Пушкина и Бродского пусть актёры изображают, а в жюри посадим одного Степанцова. Или он и тут петь начнёт?

Невский, 65. Пушкин - тонет в Бродском...
Невский, 65. Пушкин - тонет в Бродском...