Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Василий, Савелий Солопов, Сергей Ряховский, Вадим Юрков и Артём Васильев. Огромное им за это спасибо!
Знаете, это из серии – а что, разве нет? Ведь он написал немало фантастических произведений! Ведь я сам ссылался на «20000 льё под водой»! Разве это не фантастика? Ну, на самом деле, роман основан только на том допущении, что кто-то сможет построить такой корабль, как «Наутилус» – и всё, по большому счёту. Давайте коротко пробежимся по сюжету романа, о чём он? Да, герои путешествуют на этой субмарине по миру, но сам по себе роман посвящён, как и почти все романы, именно истории, географии, флоре и фауне тех мест, через которые герои держат свой путь. Как говорится, давайте начистоту – сама идея подводных лодок уже была? Была. «Черепаху» применяли (уже, увы, не помню, насколько успешно), ещё в 1775-м году! Что до электричества, то оно тоже уже довольно давно было известно. Кроме того, автор нам ничего не написал, например, о том, был ли «Наутилус» однокорпусным, полуторакорпусным, или… трёхкорпусным – сдаётся мне, что мсье Верн вообще не знал о таких понятиях, как «прочный» и «лёгкий» корпус, а ведь для субмарины, что может погружаться на большие глубины это очень и очень важно. Не говорит он нам и о давлении на большой глубине – все ведь помнят эпизоды, когда Немо и Аронакс были на развалинах Атлантиды, когда герои охотились на акулу, или когда под водой они большого краба встретили? Помните, как они выходили из «Наутилуса»?
«Однако все было предусмотрено: меня втолкнули в маленькую кабинку, смежную с гардеробной. Мои спутники последовали за мной таким же способом. Я слышал, как за нами захлопнулась дверь, и нас объяла глубокая тьма.
Спустя несколько минут до моего слуха донесся пронзительный свист, и я почувствовал пронизывающий холод снизу. Видимо, в машинном отделении открыли кран и в кабину впустили воду. Как только вода заполнила все помещение, отворилась вторая дверь в самом борту "Наутилуса". Снаружи стоял полумрак. Минуту спустя мы нащупали ногами морское дно.»
Напомню, что на тот момент, субмарина лежала на грунте на глубине десяти метров. И люк, через который они вышли, находился в борту. Я могу поверить в то, что на столь малой глубине такой способ сработает. И то – десять метров, это не так уж и мало. Но вот на больших глубинах, как мне кажется, такой способ уже… не столь хорош. Почему-то в более современных произведениях – и не только в фантастике, кстати, используется люк в полу и повышенное давление в том помещении, где этот люк находится. И там уже без длительных процедур компрессии и декомпрессии никак не обойтись…
Таким образом, я могу сказать, что «20000 льё» – прекрасный приключенческий роман. Да, он отлично читается и сейчас, но вот называть его фантастикой… Нет, не получается. Книга отличная, интересная, познавательная – с точки зрения, например, географии, биологии и тому подобных вещей – но, это не фантастика.
Если же говорить непосредственно о фантастике, то… тут всё печально. Например, роман «Из пушки на Луну». Я пробовал его читать – но… не получилось. Возможно, дело было в том, что я к тому времени уже успел увидеть, как устроена ракета, способная доставить человека на орбиту, возможно, в чём-то ещё – но, в отличие от других произведений Жюля Верна, лично у меня никаких положительных эмоций роман не вызвал. Более того, если я сюжет «Из пушки на Луну» ещё более-менее помню, то продолжение – «Вокруг Луны», я не помню вообще. Знаю, что есть ещё роман «Вверх дном», но я его или не читал, или не запомнил. Там были отсылки к «Из пушки на Луну» и говорилось о «пушечном клубе».
Зато вот, что касается романов чисто приключенческих… Они, на самом деле просто прекрасны. Да, они могут выглядеть как-то однообразно – герои по той или иной причине путешествуют. Путешествуют они, как правило, самым разным способом, и с самыми разными целями. Но – почти всегда есть кто-то, кто так или иначе, но рассказывает им (а заодно, понятное дело, и читателям), чем именно знамениты эти места, что здесь интересного, и так далее. И знаете – это вовсе не портит сюжета. Ну, в самом деле, разве не влюблял всех читателей в себя Паганель? Влюблял – в том смысле, что Жюлю Верну удалось создать на самом деле интересного персонажа. Обаятельного в своей непосредственности, такого… теоретика, который, если верить его словам (хотя он говорит правду) всё знает про все места, в которых побывают герои «Детей капитана Гранта», но при этом – это фантастически рассеянный человек. И не только рассеянный – с ним происходит масса всего интересного, но при этом, он буквально «перетаскивает» всё внимание на себя в каждой сцене.
В «Таинственном острове» таким «локомотивом сюжета» можно назвать Сайреса Смита – и он тоже очень хорош в этой роли. Инженер, который тоже всё знает и всё умеет, и именно он рассказывает остальным героям (а заодно, понятное дело, и нам, читателям), что именно происходит в той или иной сцене.
На самом деле, перечислять всех таких персонажей я, наверное, не буду. Просто да, они есть – в той или иной форме. И да, это – фирменная «фишка» автора. И да, я хочу сказать, что мне такой приём нравился в то время. Вполне возможно, что если я буду перечитывать книги Жюля Верна сейчас – то этот приём мне понравится снова…
Так что – я могу утверждать одно. Жюль Верн был отличным автором приключенческих и отчасти поучительных романов. Как я писал ранее, именно после «20000 льё под водой» я начал смотреть по карте, где именно побывал «Наутилус», мне это было интересно. Читая «Вокруг света за 80 дней», я узнал для себя много нового про Индию, Китай и США (про США я на тот момент почти ничего не знал, так как это было в далёком моём детстве). После «Пятнадцатилетнего капитана» я узнал, что такое охота на китов – и понял, что мне это дело… неприятно… Можно вспомнить и «Пятьсот миллионов бегумы», после которого я очень сильно боялся снарядов с углекислым газом. Помните концовку романа? Когда герои смотрят через иллюминатор в кабинет Шульце? Он сидел за столом, что-то писал. Так он и умер – он попросил принести один из таких снарядов в кабинет, и тот то ли взорвался, то ли просто произошла утечка (увы, я забыл, а книга далеко убрана). И герои смотрят на это… Я на самом деле, долго после этой сцены не мог заснуть…
Конечно, это только моё мнение. Я могу ошибаться, но всё же, именно в том, что касается таких вот романов про путешествия и рассказы о том, что окружает героев во время их путешествий, Жюль Верн был особенно хорош.
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!