Думаю, многим знакома ситуация: ты стоишь у доски, не можешь решить задачу, и тебя начинает унижать учитель. Говорить, что ты отсталый, выставлять тебя на посмешище перед всем классом. Все смеются, а у тебя не хватает сил защитить себя. Потому что силы не равны. Учитель априори сильнее. В горле ком, в сердце страх. Страх, равносильный страху смерти. Так защищается психика, чтобы ее не разорвали в клочья. И в этом месте происходит замирание. А дальше ребёнок либо выбегает в слезах из класса, либо замирает. И потом рождается много обиды на себя: что не смог достойно ответить, что молча слушал то, как тебя унижают прилюдно.
Эти истории звучат рефреном в жизни взрослых людей. Все время кажется, что сколько бы дипломов у тебя не было, сколько бы ты книг не прочитал, внутри ты глупый. И все вокруг могут это узнать. И посмеяться. И в этот момент может вернуться вся боль унижения, которую человек испытал в детстве, стоя у доски с потеющими ладошками и крошащимся мелом.
Исцеление боли начинается в тот момент, когда ты понимаешь, что не смог бы ответить, когда за твоей спиной не было защиты. Дети могут давать отпор учителям, только если знают, что их есть кому защитить. Если ты сражаешься один на один, любое слово учителя будет в сто раз сильнее твоего. Это действительно очень страшно: стоять без защиты у доски, когда на тебя смотрят твои сверстники, которые смеются над любым твоим промахом и присоединяются к учителю, когда тот унижает.
Ты не мог себя защитить. В этом признании много боли и много освобождения. От ожиданий от себя, от требований, от обиды. Когда признаёшь это, то встаёшь на свою сторону. На сторону маленького, беззащитного ребенка, которому так важна была в тот момент сильная поддерживающая фигура. В этот момент происходит нечто важное. Что потом сильно повлияет на восприятие себя.
Например, можно почувствовать, что за этим страхом и болью всегда скрывался истинный интерес, любовь к знаниям. Чистая, искренняя. Которая без посредников в виде унижающих учителей могла бы расцвести густым цветом, принести свои плоды, открыть в человеке его природные таланты, сильные стороны.
Ребёнок не может учиться в страхе. Страх - это то, что делает ребёнка безжизненным, замирающим. В этой безжизненности ребёнку просто недостаёт сил для того, чтобы постигать науку. Прикоснуться к знаниям. Знания постигаются через любовь и искренний интерес к тому как устроен этот мир. Не через кнут и унижение. А через любовь.
В каждом ребёнке есть этот искренний интерес. Поскольку он пришел в этот мир, а значит этот мир для него. И один этот факт включает в каждом малыше исследователя. Пробуждается то, что заложено в нем изначально и раскрывается через разные грани познания мира.
Очень больно, когда твоя искренняя любовь топчется унижением. Очень больно, когда ты не можешь любить свободно и легко. И очень важно быть на своей стороне, даже когда очень страшно и больно, когда невозможно было ответить, когда было очень одиноко. Это поможет расцвести истинным чувствам. Появятся первые расточки любви, за которыми важно будет ухаживать, чтобы они прорастали и развивались, становились крепкими и сильными.
Ребёнок не может ответить учителю, если он не защищён. Но он может поддержать себя, даже если уже давно стал взрослым. И в этой поддержке сделать шаг к освобождению от боли унижения.