Ольге Сергеевой с малолетства не везло. Отец пил, и дочерью вообще не интересовался. Мать она потеряла рано, а с мачехой с трудом уживалась. После школы её едва ли не открытым текстом попросили из дома.
- Взрослая стала, пора самой о себе позаботиться. Не вечно же ты будешь на нашей шее сидеть.
И Ольга уехала в область учиться в ПТУ на портниху. Главным в выборе профессии, конечно, стало наличие общежития, хотя шила девушка тоже неплохо.
И вот именно в общежитии она и встретила Игоря. Высокий красивый парень был братом её однокурсницы, и приехал навестить сестру. В честь его приезда, как обычно водится в студенческих коллективах, быстро образовалась гулянка. Игорь всё время крутился вокруг Ольги: говорил комплименты, приглашал танцевать и не забывал подливать вино в её стакан. Захмелевшая девушка и сама не поняла, каким образом оказалась с ним в одной постели. Утром Игорь сделал вид, что ничего особенно не произошло, а потом и вовсе уехал.
О том, что Ольга беременна, заподозрили её более просвещенные в таких делах сокурсницы, обратив внимание, что она «подсела» на соленые огурцы.
- Эй, подруга, чего это тебя на солененькое потянуло? Уж не залетела ли?
- Да хватит вам, - отмахивалась та. – Не может быть. Я же ничего не чувствую.
Её легкомысленное отношение к предупреждениям встало девушке дорого. Когда она встрепенулась, прерывать беременность уже стало поздно.
От ужаса и безысходности Ольга бросилась разыскивать Игоря, но выяснилось, что тот не только женат, но ещё имеет двоих детей, поэтому его сестра посоветовала на помощь мужчины не рассчитывать. А живот тем временем упорно рос.
Ольга скрывалась от родни сколько могла, но как-то её увидел на улице кто-то из односельчан, и вскоре в общежитие ворвалась мачеха.
- И не думай, чтобы мы приютили твоего байстрюка! – орала она. – Чтобы ноги твоей больше в нашем доме не было!
- Да куда же я его дену? – расплакалась девушка.
- В роддоме оставь. Напиши отказную.
«Отказную» написать у Ольги рука не поднялась: когда она впервые увидела своего сынишку, то сразу же испытала к нему глубочайшую нежность. Но вот куда с ним отправляться, выписавшись из роддома, мать-одиночка также не знала.
И вот когда Ольга совсем пала духом, на помощь ей пришла санитарка родильного отделения.
- Дочь Зинаида у меня недавно овдовела. Сама в селе живет. Скотины полный двор. Двое маленьких детишек также сиротами остались. Работает дочь мастером сырцеха: с утра до поздней ночи на производстве пропадает. Помощница ей нужна. Пойдешь?
Обрадованная Ольга подумала, что сам Бог послал ей эту добрую женщину.
- Конечно, пойду.
Зинаида Ивановна оказалась суровой бабищей лет сорока. Встретила она Ольгу с малышом даже без намека на приветливость.
- Будешь жить во времянке, - деловито заявила она, - чтобы твой ребенок в доме не орал, да и пленки я нюхать не собираюсь. Взамен же будешь…
И она перечислила Ольгины обязанности: подоить и накормить двух коров, ухаживать за тремя свиньями, а также многочисленными курицами, гусями и утками. Потом убраться в доме, приготовить завтрак, обед и ужин для Зинаидиных детей – Борика и Люси. Постирать, погладить, встретить их из школы и сделать с ними уроки.
Так началась для Ольги новая жизнь. Тащить на себе такое хозяйство было очень тяжело, а ведь она вдобавок ещё спешила во времянку к своему ненаглядному Коленьке, чтобы постирать пеленки и накормить малыша. Борик и Люся оказались вздорными и капризными, постоянно жалуясь по всяким пустякам на неё матери. Неимоверная усталость стала постоянным спутником Ольги, и единственное, о чем она мечтала, это всласть выспаться. Но укладывалась спать домработница поздно, а на рассвете уже подскакивала, спеша в коровник.
И всё же, молодая женщина была очень благодарна Зинаиде Ивановне. Та сама покупала для Коленьки пеленки и подгузники, а когда малыш болел, никогда не скупилась на лекарства. И Ольгу ничуть не смущало, что хозяйка дома вообще не платит ей денег, по наивности радуясь, что питается с общего стола.
В сумасшедшей круговерти прошёл год, второй. Её сынишка уже вовсю ходил, когда Ольга, почистив навоз у свиней, зашла во двор и увидела очень неприятную сцену. Хозяйские дети столкнули её Коленьку с крыльца. Малыш упал и заплакал, а Борик и Люся кричали:
- Пошел отсюда! Это наш дом… мы тут хозяева!
- А ну, прекратите, - прикрикнула на них Ольга. – Он же совсем ещё маленький.
- Фу, - сморщила нос Люся. – От тебя навозом воняет.
- Я свинарник чистила, поэтому и воняет. И вам бы не помешало чем-нибудь заняться полезным. Посуду лучше за собой помыли бы, чем малыша дразнить.
- Ещё чего не хватало, - огрызнулся Борик. – Это твоя обязанность посуду мыть. Мать говорит, что ты и так нам всем обязана.
Этот разговор очень не понравился Ольге. Всё же она очень много работала на эту семью, чтобы ещё и чувствовать себя «всем обязанной», но идти ей с маленьким ребенком было некуда.
Она пожаловалась на поведение детей Зинаиде Ивановне. Та недовольно поморщилась, но все же, видимо, что-то сказала своим отпрыскам, потому что те перестали дразнить Коленьку, но в их поведении всё равно проскальзывало заметное пренебрежение к дармовой прислуге.
Так продолжалось ещё несколько лет. Коленьке пришла пора идти на «подготовку» в школу, и там потребовали «справку с места жительства».
- Надо бы нам прописаться, - обратилась к хозяйке Ольга. – А то живем бомжами.
- А вы бомжи и есть, - ответила Зинаида Ивановна. – Куда я вас должна прописать? На каком основании? Мы абсолютно чужие друг другу люди.
- А что же мне делать? – растерялась Ольга. – Мальчику ведь надо в школу ходить.
Зинаида Ивановна подумала и договорилась, что Ольгу с сыном пропишет одинокая соседка – бабка Степанида.
И вот когда они были в сельсовете, старушка, неодобрительно пошамкав беззубым ртом, заметила:
- Зинка-то за такую многолетнюю кабалу могла бы тебе и домок прикупить. У самой деньги-то девать некуда, а тебе, небось, сущие копейки платит?
- Ничего не платит.
Бабка Степанида поглядела на неё как на дурочку.
- Ты, девка, видимо, большого ума, раз за миску еды ворочаешь в её хозяйстве за трех мужиков.
- Так ведь Зинаида Ивановна выручила меня, когда идти было некуда, - начала торопливо объяснять смущенная Ольга. – Как же я её не отблагодарю?
- Да сколько благодарить-то можно? Поработала год, второй и хватит, если у Зинки самой совести кот наплакал.
Ольга прикусила губу. Она понимала, что старушка права. Но при одной мысли, что вновь окажется с жизнью один на один ей стало страшно.
- А куда мне с ребенком-то податься? Кто возьмет на работу?
- Да хоть на ферму дояркой иди. Они хорошо зарабатывают.
- А жить где?
- У меня пока поживи – раз уж всё равно прописалась. Конечно, это не Зинкины богатые хоромы…
- Так я во времянке живу.
- Тем более. Телятя ты бессловесная! В этой жизни побойчей быть надо.
Не сказать, чтобы Ольга быстро решилась на побег: она прикидывала и так, и эдак, но терпение у неё лопнуло, когда Зинаида Ивановна заговорила, что нужно Люсе квартиру в областном центре купить. И теперь баба решила взять на откорм дополнительно ещё трех бычков.
- Мне будет слишком тяжело. Может, Борик и Люся хотя бы птичник на себя возьмут? – предложила Ольга. – Они уже достаточно взрослые.
Зинаида Ивановна с раздражением посмотрела на работницу.
- Не для того я их ращу, чтобы в дерьме возились!
На следующий день, дождавшись, когда хозяйка уедет на завод, Ольга отправилась к фермеру и договорилась с ним о работе, а потом перенесла свои вещи к бабке Степаниде.
- Немного нажила, на Зинку-то горбатясь, - с осуждением покачала та головой.
После этого она вернулась в дом к Зинаиде Ивановне и стала дожидаться хозяйки. К её удивлению, разозлившаяся баба устроила настоящий скандал, угрожая и полицией, и «братками», если Ольга только посмеет «не заплатить долг».
- Какой долг?
- Я вас кормила, одевала и обувала – ты мне ещё за это не отработала.
Ольга опешила от такой наглости. Но она не стала огрызаться и припоминать хозяйке, сколько сил потратила на её хозяйство, а просто направилась к двери. Увидев, что даровая работница всё-таки уходит, Зинаида Ивановна решила сменить тактику:
- Подумай ещё раз, как следует. Думаешь, там за воротами – райская жизнь? Ведь потом наплачешься, на коленях приползешь, а место уже будет занятым.
- Возможно, мне и будет тяжело, - сказала Ольга напоследок, - но к вам я никогда не вернусь.
Если вам понравился рассказ, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал