Приветствую, друзья! Это снова Евгений Селезнев. Активно смотреть культовые ленты советского кино я начал довольно поздно. Наверное, уже после двадцати лет. Начал с такой классики, как «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Служебный роман».
Конечно, фрагментами я видел их и раньше, но тут сел и вдумчиво посмотрел. Скажу сразу, что они доставили мне удовольствие. Актёрская игра просто на высоте! Увы, сегодня многие «звёзды» очень сильно не дорабатывают.
Но мы сейчас не об этом. Когда я посмотрел все четыре фильма, то понял, что есть у них что-то общее. Одно на всех. Это истории о сильных и властных женщинах, а так же о инфантильных и слабых мужчинах.
Не верите? Давайте посмотрим на паре примеров.
«Москва слезам не верит»
Екатерина прошла путь от простого рабочего до директора крупного завода. С боями сумела поступить в институт, в одиночку вырастила дочку. У неё даже машина есть, что для советской женщины исключительный случай.
Не женщина, а настоящая скала. С такой ничего не страшно.
Какие мужчины её окружали? Красавец телеоператор Рудольф оказался трусом, бросив беременную возлюбленную. Всегда слушался маму и никогда ей не перечил.
Слесарь Гоша, конечно, гораздо крепче. Но очень закомплексованный. Ему так тяжело было свыкнуться с более высоким статусом жены, что он заперся в своей комнатушке и начал спиваться.
К счастью, история закончилась хорошо, но комментарии излишни, я думаю.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром»
Авторы фильма не просто так постоянно называют Лукашина именно Женей, а не Евгением. Потому что ему 36 лет, но он живёт с мамой и боится ответственности. Однажды он сделал девушке предложение, но испугавшись перемен сбежал в Ленинград.
Очень тяжело представить, что этот человек реально работает хирургом.
Надя Шевелева — довольно строгая учительница русского языка и литературы. Она тоже живёт с мамой, но нам не показывают их отношения. И тем более не показывают, что Надя зависит от мамы, как в случае с Женей.
Очень показательна последняя сцена. Это именно Надя приезжает к Жене в Москву, а не наоборот.
«Любовь и голуби»
Здесь Василий Кузякин как бы глава семьи, но жена считает его глупым и безответственным. К примеру, потому что он спустил отложенные деньги на голубей. Его роман с Раисой Захаровной ещё больше закрепляет за Василием статус ведомого, а не ведущего.
Женщина берут работника леспромхоза в «оборот». Именно она инициатор их отношений. Он лишь соглашается на предложение.
Правда, потом ему хватает моральных сил уйти обратно к жене, а не подавить в себе это желание.
В паре дяди Мити и бабы Шуры тоже всё типично. Жена не только тащит на себе дом, но и бдит за мужей алкоголиком, который как ребёнок прячется от неё у соседей, чтобы по-тихому выпить.
Почему в СССР показывали семейные отношения именно так?
Отмечу, что все указанные фильмы снимались в конце 70-х или в 80-е. В 60-е, 50-е и ещё раньше подобного не было. Это тренд именно позднего советского кино.
У меня есть два объяснения:
1) После ВОВ мы получили поколение очень сильных и стойких женщин, которые могут и умеют всё. Им пришлось такими стать, чтобы помочь стране победить в войне. Но поведение закрепилось и следующие поколения с детства воспитывались в такой парадигме.
До сих пор встречаю много семей, где мальчиков нагружают гораздо меньше, чем девочек. Например, в 10 лет дочка должна убираться в квартире, готовить еду, стирать и делать другие домашние дела.
Мальчики не делают ничего. С них ничего не просят.
2) Партия хотела уровнять положение мужчин и женщин в стране. То есть, эмансипировать последних, но по-своему. Доказать, что женщины тоже могут становиться директорами заводов, например. Поэтому их изображали такими властными и доминирующими.
А как вы считаете, друзья?
Автор: Евгений Селезнев
Мой канал для тех, кто хочет больше понимать себя, совершать меньше ошибок и быть счастливее. Разбираем психологические мифы, боремся с шарлатанством. Советую подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи.