Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Почему в Крым «нет мест» и как купить билет на поезд в Крым в условиях дефицита

Оглавление

Этим летом наблюдается дефицит билетов в поездах крымского направления. Это связано с закрытием аэропорта Симферополя. При этом перевозчик «Гранд Сервис Экспресс» по ряду причин не может удовлетворить существующий спрос. В Сети звучит все больше мнений, что в Крым пора запускать поезда ФПК. Однако это не решит проблему. Разбираемся, почему. И даем советы тем, кто хочет уехать в Крым по железной дороге.

Поезд №27/28 Москва – Симферополь. Фото: Алексей Уланов
Поезд №27/28 Москва – Симферополь. Фото: Алексей Уланов

Первоначально статья была опубликована на сайте 1520today.ru.

Почему в Крым нет билетов

Аэропорт Симферополь в Крыму был закрыт после 24 февраля. Пассажиропоток, который брала на себя авиация, распределился в пользу железной дороги, что привело к существенному повышению спроса на поезда дальнего следования в направлении Крыма.

Перевозчик «Гранд Сервис Экспресс» сразу же – еще в феврале – увеличил количество вагонов в поездах в сторону Крыма, а также был назначен дополнительный поезд Москва – Симферополь, состоящий из одних плацкартных вагонов.

В ГСЭ неоднократно заявляли, что следят за соотношением спроса и предложения, а в РЖД отмечали, что избежать дефицита билетов в крымском направлении удается. Пассажиры были не столь оптимистичны в оценках и жаловались на нехватку мест (в том числе в комментариях к нашим публикациям).

Я отслеживал ситуацию и обратил внимание, что уехать можно было не каждый день и не любым классом обслуживания. Однако в диапазоне плюс-минус два-три дня билеты были всегда. А если вооружиться инструментами отслеживания (конкретные советы будут ниже), то «поймать» место можно было в любой поезд. Либо поехать с пересадкой.

Однако по мере приближения курортного сезона, дефицит мест растет.

Почему РЖД не едет в Крым, однопутка и странные затеи

В марте глава РЖД Олег Белозеров, выступая в Совете Федерации, намекнул, что после введенных в отношении РЖД санкций, им теперь нечего терять и компания вот-вот поедет в Крым. Это породило волну размышлений на тему того, что теперь Крым наводнится поездами с материками и проблема перевозок будет решена.

Однако, поразмыслив, в РЖД, видимо, решили, что терять им все же есть чего. Например, очевидно, что начало поездок в Крым может привести к удалению приложения «РЖД Пассажирам» из официальных магазинов Apple и Google.

Кроме того, неминуемы репутационные издержки. Ведь если сейчас в общественном сознании все можно свалить на ГСЭ («частный перевозчик, что с него взять), то в случае запуска РЖДшных поездов вдруг выяснится, что и само РЖД с перевозками в Крым не справляется. А справляться оно не будет.

За восемь лет, прошедших с 2014 года, значительный участок пути от Керчи до Джанкоя (около 200 км) так и остался однопутным и неэлектрифицированным. Ни крымские, ни федеральные власти не сочли расширение этого участка приоритетом. Помимо пассажирских поездов дальнего следования там курсируют грузовые и пригородные поезда.

Поезд «Гранд Сервис Экспресс». Фото: Алексей Уланов
Поезд «Гранд Сервис Экспресс». Фото: Алексей Уланов

Неэлектрифицированная однопутка – большая головная боль. Она не позволит существенно увеличить количество поездов и их скорость. К тому же, из-за нее поезда все еще вынуждены в Тамани менять электровоз на тепловоз, а в Джанкое – не только тепловоз на электровоз, но и направление движения. Не стоит забывать также, что от Москвы до Ростова крымские поезда идут по тем же путям, по которым следуют поезда в Сочи, Анапу и на другие краснодарские курорты, а этот ход и так перегружен. Это все сильно тормозит развитие пассажирского сообщения в этом направлении.

В итоге, видимо, в РЖД решили не соваться в Крым, а выдели дополнительные вагоны «Гранду». Никто, кстати, не говорит, что это за вагоны. И если раньше все плацкарты у «Гранда» были новыми с розетками, светильниками и кондиционерами, то что будет теперь – большой вопрос. В отзывах уже есть упоминание старых плацкартов. Но летом-то пассажиры сметут всё, а вот дальше… Удастся ли перевозчику «удержать» хорошие вагоны в основных составах регулярных поездов?

Плацкартный вагон поезда ГСЭ
Плацкартный вагон поезда ГСЭ

Среди выделенных вагонов есть еще и люксы, которые перевозчик включил в свой самый быстрый поезд №27/28 Москва – Симферополь (места тоже ушли «влет», несмотря на стоимость около 100000 рублей за купе).

Поэтому, если вы слышите каких-нибудь экспертов, которые предлагают любые быстрые решения, можете смело задавать им в ответ вопрос: «Где вы были восемь лет?» Без второго пути развития ж/д сообщения c Крымом не будет, а построить второй путь – дело небыстрое.

Как все же доехать до Крыма

Если вам не удалось купить билет на поезд, не отчаивайтесь. Есть несколько советов.

Первое. Вы можете посмотреть билеты на соседние даты. На сайте ГСЭ сделали удобный календарь цен, с помощью которого можно смотреть наличие билетов по дням.

-4

Второе. Вы можете «поймать» нужный вам билет с помощью систем отслеживания билетов. Места появляются, когда кто-то сдает билеты или перевозчик «прицепляет» новый вагон. Я рекомендую пользоваться сайтом tutu.ru, который умеет не только присылать уведомления в случае появления нужных мест на нужные даты, но и сам покупать билет, как только он появится в свободной продаже (правда, за это придется заплатить комиссию).

Удобно «ловить» билет и с помощью приложения «Счастливый билет», но в этом случае после получения уведомления важно быстро зайти на сайт перевозчика и выкупить место.

Недавно ГСЭ сделал личный кабинет на сайте, там заранее можно ввести данные пассажиров, тогда покупка билета займет буквально минуту.

Третье. Если ехать надо срочно, пробуйте смотреть места в продаже за 24 часа и за два часа до отправления поезда.

Четвертое. Вы можете поехать с пересадкой. Например, у ГСЭ есть поезд из Адлера в Симферополь. Кроме Сочи и Краснодара он не идет ни через один крупный город, так что на него купить билеты проще, чем из Москвы. А до Сочи можно и самолетом долететь и другим поездом доехать (хотя пересадку тогда уж лучше делать где-нибудь в Туапсе).

Также может быть проще купить билеты на поезда ГСЭ из Кисловодска и Архангельска.

Кроме того, из Анапы в Керчь и Феодосию ежедневно курсируют по 2-3 пригородных поезда. Так что если вы сможете на ФПКшном поезде добраться до Анапы, то затем на рельсовом автобусе без проблем доедете до Феодосии. Не знаю, как будет в этом году, но обычно этот рельсовый автобус ходит полупустой и там полно сидячих мест.

Наконец, всегда можно поискать билеты с пересадкой в Ростове-на-Дону или Краснодаре. Многие пассажиры покупают билеты на поезда до этих станций и не всегда они выкупаются после.

Скриншот сайта grandtrain.ru
Скриншот сайта grandtrain.ru

Пятое. Подпишитесь на соцсети ГСЭ (особенно телеграм). Перевозчик там оперативно анонсирует запуск новых поездов и неоднократно упоминал, что на ряде направлений ожидаются «усиления» поездов (за счет увеличения периодичности курсирования).