Найти тему

Психогенное переедание (булимия и др.) по наследству

Оглавление

"Мама всегда заедала все проблемы, и меня приучила: тебе грустно, с кем-то поссорилась, что-то не получилось - возьми конфетку. Так и приучилась, что на любое огорчение надо поесть и станет хорошо" - это очень частое начало общения с клиентами, которые хотят поменять своё тело (и жизнь).

Как говорится, все мы родом из детства.

Особенно актуальна эта фраза в вопросах эмоциональной регуляции, потому что способам обращения с эмоциями мы учимся в своей родительской семье.

Всего 1-2 поколения назад забота и поддержка через еду были нормой

В нашей культуре принято заботиться через "накормить" и, пожалуй, только еда является настолько важным занятием, чтобы оправдать отрыв от всех других "неотложных" дел.

Пока мы не открыли в себе психику и живем только потребностями тела, именно они, потребности тела, будут являться важными, а всё остальное обозначится ерундой.

Поэтому любую психологическую нужду мы соматизируем - то есть делаем телесной.

Подумаешь, расстроился он!

Что такое расстроился? Какие все нежные стали!

Если температура, или голодный, то это важно. Можно дела и отложить, отдохнуть, поесть. А если просто расстроился или устал, то "не придумывай ерунду".

Устанешь до простуды, сляжешь, вот тогда и отдохнешь.

Такая же схема и в положительных аспектах отношений.

Хочется сделать что-то приятное для близкого человека - предлагаем поесть, покупаем вкусняшку. Универсальное действие, которое заключается в себе огромное разнообразие непроизносимых посланий:

  • я тебя люблю
  • ты мне дорог
  • я хочу о тебе заботиться
  • я хочу сделать для тебя что-то приятное
  • и т.д.

Искренне погружаться в дела другого человека мы не умеем, нет такого навыка поддержки.

Выслушать, эмоционально присоединиться, но при этом не обесценить - слишком сложные, непривычные действия.

Намного проще дать поесть и сказать не беспокоиться по пустякам.

Поддержка - это когда кому-то есть дело до того, что вы ЧУВСТВУЕТЕ. Искренне есть дело.

  • Когда он понимает важность этого чувства для вас и даёт ему раскрыться и прожиться (1-ый компонент поддержки).
  • Но при этом не даёт вам утонуть в этом чувстве с головой так, что воздуха и выхода не видно. Он поддерживает вас (2-ой компонент поддержки).
Чувствуй, но не тони.
Всё проживём, ото всюду выберемся.
Давай руку, вместе всё преодолеем
Давай руку, вместе всё преодолеем

Для того, чтобы реализовать обе составляющие поддержки нужны знания и опыт.

Так родитель ребёнка знает, что двойка не является очень уж большим горем, и ничего серьёзного не решает. Своей уверенностью в поправимости ситуации он даёт уверенность ребёнку - "всё преодолимо".

И в то же время, он позволяет ребёнку прожить чувства, вызванные этой оценкой. И прожитие чувств важно, чтобы решить: "Не хочу больше чувствовать такое унижение чего-то бубня у доски! Хочу быть готов к следующему уроку!"

Этот же принцип действует в самых сложных моментах жизнь. Да, горько, да, больно. Горюем, проживаем. Идём по жизни дальше.

Но часто, в нашей обыденной жизни у поддержки не хватает либо первого, либо второго компонентов:

  • мы либо обесцениваем проживаемые чувства

"Подумаешь, из-за чего расстраиваться! То же мне горе! А вот в наше время! И вообще, дети в Африке голодают, а ты жируешь."

  • либо погружаемся в них настолько, что вместо поддержки становимся грузом, который тащит на дно

"Господи! Как же ты теперь жить будешь? А как теперь в глаза ей смотреть?".

Искренне сопереживать и оставаться устойчивым очень сложно

Это часто дано пожилым людям, которые сопереживают внукам, но знают, что всё пройдёт и всё перемелется. Это называют житейской мудростью и рядом с такими людьми очень тепло.

Иногда этим владеют психологи. Выходишь из кабинета успокоенным, с ощущением, что всё непременно наладится.

Невероятная устойчивость другого человека даёт основу для собственного движения вперёд - всё потихоньку, шаг за шагом, тут стало лучше и тут лучше, а здесь, смотрите, какую сложную вещь вы сделали. Молодец!

У нас нет культуры поддержки, потому что настоящая поддержка возможна только от человека с хорошо отстроенными личными границами.

Это редкость, ведь понятие "личного пространства" часто было нереализуемо из-за жутких жилищных условий. В русском языке даже нет слова, обозначающего это самое "личное пространство".

Но это границы внешние и привычка их нарушать может быть легко остановлена, если есть границы внутренние. А тут совсем беда. Большая тема и трогать её сегодня не буду.

Важно одно, чтобы сопереживать и не растворяться, не травмироваться чужим чувством, нужно хорошо ощущать:

  • где заканчиваешься ты
  • и где начинается другой человек.

И уважать другого, уважать его способность справляться со своей жизнью.

  • Не бухаться в синдром спасателя, когда "все бездари, ничего не могут, а я один великий всех спасу / помогу",
  • не бухаться в синдром жертвы, когда "у всех судьба такая".

Намного проще откупиться от ребенка (и от собственных чувств) конфеткой, потому что

  • ну не обладает наш родитель устойчивыми личными границами (и он в этом не виноват),
  • не готов эмоционально присоединяться к ребенку (у него огромное количество своих проблем и эмоций),
  • да и сам он мог никогда в жизни настоящей поддержки не получать, оставаясь один на один с горестями своей судьбы.

Поэтому скажем большое спасибо за конфетку и начнем сами выстраивать свою эмоциональную систему, ведь наша психика - это наша ответственность.

Всем здоровья и стройности!

Автор: Кочеткова Наталья, владелец сайта KgMinus.ru, автор курса "7 шагов к стройности".