При слове «рефлекс» многие представляют себе собаку Павлова. Ну а кто-то невролога, который стучит своим молоточком по коленке пациента.
Что же такое рефлекс? Это быстрый автоматический ответ организма на специфическую стимуляцию.
Реагируя рефлекторно мы:
• не думаем
• не используем кору мозга
Кора мозга человека продолжает развиваться почти до 30 лет. У новорожденных и младенцев кора есть, но она еще не полностью готова к работу. Всем организмом малыша в основном управляют подкорковые структуры, а именно: ствол мозга, поэтому все движения младенцев – это рефлексы.
Некоторые рефлексы возникают еще во время внутриутробной жизни и угасают еще до рождения. Эти рефлексы называются внутриутробными. Другие рефлексы начинают угасать к 4-6 месяцам. Они называются примитивными. На смену примитивным рефлексам приходят движения, которыми малыш может осознанно управлять.
Примером примитивных рефлексов являются поисковый и сосательный: как только что-то прикасается к щечке малыша он начинает поворачивать голову, чтобы найти сосок и совершает сосательные движения.
Неврологи тщательно проверяют примитивные рефлексы у младенцев, потому что по ним можно сделать выводы о том, насколько благополучно развивается мозг ребенка. В определенном возрасте активность рефлексов нарастает. Они выполняют важную функцию: побуждают ребенка совершать движения, которые способствуют функциональному созреванию мозга. Есть рефлексы, которые активизируют развитие вестибулярной системы, зрения, слуха.
К возрасту 6 месяцев рефлексы постепенно должны интегрироваться, угаснуть. Они выполнили свою работу и передают функции структурам мозга, которые управляют произвольными движениями.
Если рефлекса не было или он слишком долго остается активным, это означает, что есть проблемы с развитием нервной системы.
Остаточные примитивные рефлексы можно выявить даже у школьников. Как правило, эти дети сталкиваются с трудностями в обучении. Если у ребенка выявляются остаточные примитивные рефлексы, специалист может разработать системы физических упражнений, которые помогут «отработать» рефлекторные движения, которые в этом возрасте уже мешают произвольным движениям.
Автор: Виктория Леонидовна Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, логопед, специалист по сенсорной интеграции и коммуникативному развитию детей, спикер международных форумов, автор книг и статей, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз».
Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх!