В российской историософии с давних пор борются две кардинально противоположных партии. Условно их можно назвать "западники" и "славянофилы". Со временем к ним присоединились так называемые "евразийцы", и русский историософический спор стал ещё более напряжённым и драматичным. Рассмотрим вкратце все три направления, чтобы понятно было, о чём идёт неумолкаемый спор, и взглянем на это при возможности с исторической точки зрения.
Доктрина западников
Условные "западники" указывают нам, что вся славяно-русская история, начиная с глубокой древности, началась с движения славян и русов с запада на восток. Польша, среднее течение Дуная, озеро Новиетун, западные отроги Карпат, остров Рюген - всё это прочно сохранилось в народной памяти и связывает душу народа с Европой гораздо больше, чем например, с Китаем, с которым на самом деле, у русской души никакой связи нет.
Культуру и религию, по мнению "западников", мы тоже получили из Европы. Во всяком случае мы пишем не иероглифами, а христианство, которое исповедовали Кирилл и Мефодий, выкристализовывалось в ирландских монастыря, где просвещённые монахи прятались от мирских сует.
Если перейти к более поздним векам, связь с Западом становится абсолютно очевидной. Тут и военные специалисты и технологии, импортируемые со времён Ивана III, тут и наука и образование, перенятые Петром I, тут и индустриализация, организованная "ими" на наши деньги с помощью наших рабочих рук, и так далее.
Короче, утверждают "западники", как бы мы ни старались, а прочную пуповину не обрежешь и взаимную созависимость не разорвёшь.
Славянофильская мечта
Условные "славянофилы", начиная с Хомякова и Киреевского и прочих прародителей течения, принципиально оставляют без внимания всё то, о чём повествуют "западники". Для "славянофилов" важно найти в русской истории собственный корень, который подчеркнул бы нашу особенность и исключительность. По этой причине "славянофильство" - это, скорее, чувство, чем научный поиск. Для "славянофилов" важно отстоять самобытность, а остальное значения не имеет.
Желание быть равновеликими прочим народам, а то и превосходить их по каким-то значимым показателям - по нравственности, например, или форме политического устройства - такое желание для "славянофилов" превращается в священный Грааль. Отсюда их стремление доказать славянское происхождение руси и Рюрика (потому что только славяне могли создать древнерусское государство), их отрицание негативных сторон российской истории, их верноподданность и общий взгляд в прошлое, в котором они ищут и находят золотой век русской истории.
Для "славянофилов", таким образом, принципиально не то, что Россия получает технологии в Запада, а то, что она несёт всему миру (в основном, опять же западному) свет истины и справедливости. Они смотрят в прошлое и хотят построить будущее по его образцу.
Евразийское размежевание
Совсем особо стоят в нашем перечне "евразийцы". Они единственные, кто открыто призывает размежеваться с Западом и заняться созданием новой культурно-политической общности на трёх равнинах сразу - Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туранской. Основой русской цивилизации "евразийцы" считают империю Чингисхана и её долее близкое к нам подразделению - Золотую Орду.
Евразийцы считают татаро-монгольский период благотворным для развития государства, поскольку он сохранил в целостности православные устои и воспрепятствовал идеологической и военно-политической экспансии Запада. Реформаторов типа Петра I "евразийцы" остро критикуют за европоцентричность, а вот на революцию 1917 года смотрят положительно, усматривая в ней начало эпохи освобождения Россия от порабощающего влияния "романо-германского" западного мира.
Будущее России видится "евразийцам" в виде огромного автаркического пространства, населённого славянами, финно-уграми и "туранцами", подчиняющегося авторитарной власти и пытающегося соединить частную и государственную форму собственности в особую гремучую смесь. В духовной сфере евразийского государства ведущую роль должно играть православие. "Туранцам" и финно-уграм с этим как-то придётся смириться.
Так кто же мы есть?
Историософские теории по сути своей идеальны, но все мы так ли иначе имеем к ним отношение, ведь каждый из нас хранит свой образ будущего в своей голове. Я не проводил социологических замеров, но думаю, что среди нас есть сторонники всех трёх точек зрения. Однако вот что мне хотелось бы заметить напоследок.
Создатели теорий осуществляют анализ, а следующим этапом рассуждений должен быть синтез. И вот если все эти теории просинтезировать, а потом положить полученную массу под большой пресс сомнений, то получится, что связи, если они существуют, лучше не разрывать, а резких телодвижений в государственном строительстве лучше не делать, ибо один только Аллах знает, как поведут себя "туранцы", поставленные под русский духовный контроль. Да и как на это посмотрит Китай, тоже вопрос!
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору