Эта история случилась более двух тысяч лет назад. Однажды встретились Александр, царь македонский, и Таис, гетера из белого города. Он был молод, силен и верил в свою звезду. Она была красива, обольстительна и умна. Она обещала ему свою любовь, мир и спокойствие. Но его больше манила воинская слава...
Это случилось в ту давнюю эпоху, когда на земле еще жили полубоги. Кто она, то ли женщина, то ли морок, то ли явь, то ли тень. Как понять ее? Как удержать?
Спектакли Сергея Проханова в Театре Луны известны тем, что трудно определить их жанр. Проза и поэзия, драматургия и пластика, театр теней и музыка, все слилось воедино и получился невыразимо красивый спектакль "Таис сияющая". Его герои нередко говорят возвышенно и пафосно, потому что 23 века назад в театре играли именно так, а в "Таис сияющей" определенно есть отсылки к античному театру.
Спектакль ошеломляюще красив, это понимаешь сразу. А вот идеи, которые Проханов хотел донести до зрителей, осознаешь со временем. Только к середине представления все детали встали на свои места и головоломка сложилась. Мир или война, слава или спокойствие, что важнее?
Этот спектакль - настоящий пир для глаз. Изящная, как древняя статуэтка, Наталья Стешенко в роли Таис двигается так, что ей могут позавидовать древние танцовщицы. Она обольстительная, умна и добра. Александр (М. Щеголев, которого я недавно видела в спектакле "Ночь нежна" в роли Дика) - воистину царь и повелитель, уверенный в своей счастливой звезде. Его друг и соратник Птолемей (В. Тягичев) - храбрый солдат, но недалекий человек. Аристотель, величавый афинянин, мудрец и трус. Падший титан Дарий (Д. Новицкий), вызывающий и жалость и восхищение. Бесхитростный Милий, верный слуга, простак, готовый всегда помочь своему господину...
Костюмы не являются копиями античных и даже не являются их стилизацией. Но они подчеркивают красоту Таис, мужественность македонских полководцев, богатство восточных сатрапов, аскетичную строгость афинянина. Декорации просты, одна и та же вещь нередко играет несколько ролей. Ванна в форме раковины превращается в подставку и в футляр, огромная отливка с ликом Александра Двурогого становится жертвенником и пр.
Минусы. Сниженная лексика в устах Александра. Не часто, но иногда прорывается. Почему? Потому что это трагический персонаж, выражающийся несколько пафосно и выспренно. Ну, не говорит трагик "Чё приперлись?!" Это не его интонации. Для комических эффектов в спектакле есть пара Аристотель-Милий, вот они за всех клоунов отдуваются и весьма неплохо. А Александру не надо бы так. Птолемей - ладно еще, что взять с солдафона. А тут такая лексика явно ломает образ. И еще мне в первом акте очень не понравились недокрылья у Таис. Объяснено это явление никак не было и смотрелось не очень.
Искренне рекомендую к просмотру. Спектакль не имеет отношения ни к книге Ефремова, ни к реальной истории (Аристотель не был в Персии, Александр не возвращался в Элладу после битвы с Дарием и пр.). Но он очень красив, хорошо поставлен и заставляет о многом подумать.
Фотографии с сайта http://www.lunatheatre.ru/
Сайты театра:
http://www.lunatheatre.ru/shows
https://vk.com/teatr_luny
https://www.youtube.com/channel/UCJRkB8IFlulJs5D4VdQEsXQ
За приглашение спасибо https://moscultura.ru/