Найти тему

Использование приёмов и методов мнемотехники с особенными детьми для освоения алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы кре

Благодаря использованию мнемокарт и мнемосхем для облегчения процесса запоминания стали использовать мнемокарточки, которые состоят из мнемосхем, отражающих весь процесс чистки зубов. Вся информация о том, что должна донести до детей, я закодировала в предметные и графические образы.

В процессе работы с мнемокарточками дети должны научиться основным движениям зубной щётки (их в алгоритмах четыре) и их последовательности, а также ориентации в пространстве, в нашем случае это ротовая полость. Ребенок должен уметь различать верхнюю и нижнюю челюсть, а также фронтальные и жевательные зубные ряды, правую и левую половину челюсти.

Для решения этих задач, с детьми проводится предварительная работа по модели-заместителю, здесь эти задачи решаются в комплексном варианте. В первую очередь дети знакомятся с алгоритмом чистки зубных рядов, затем они выделяют основные движения зубной щётки и механически их запоминают и в-третьих, легко запоминают и выделяют верх – низ, право и лево и так далее. Работая с моделями-заместителями детям с ОВЗ, предлагается обратить внимание на направление движения зубной щётки (вправо, влево, вверх, вниз, по кругу), а также на место, где эти движения происходят (впереди, справа внизу, справа вверху, слева вверху или слева внизу). В процессе игротерапии и арттерапии движения зубной щётки сравниваются с конкретными предметами (подметающие движения с веником, скребущие движения с граблями, круговые движения с колобком, а вымётывающие движения с бананом). Пространство, где находится зубная щётка, делится на шесть зон (вверху справа, вверху спереди, вверху слева, внизу слева, внизу впереди, внизу справа).

Так вместе с детьми формирую мнемокарточки двух видов.

1. Графические:

а) зоны ротовой полости обозначены квадратами, а зона где должно происходить действие обозначается красным цветом;

б) стрелками указаны направления движений зубной щётки.

2. Предметные, где движения зубной щётки изображены в виде предметов похожие на эти движения.

-2

Далее из этих двух мнемокарточек образуются пары, которые связывают друг с другом графические образы, связанные со зрительными образами, в форме предметов.

Дети осваивают последовательность зон чистки зубов одновременно с закреплением последовательности основных движений зубной щётки. Этот процесс непрерывный, повторяя заученное движение зубной щетки, одновременно идет закрепление ранее разученных движений алгоритм. Работа с мнемокарточками проводится в игровой форме, поэтапно:

1. Освоение детьми зон чистки зубов и их последовательность подметающими движениями.

2. Освоение детьми зон чистки зубов и их последовательность скребущими движениями, (закрепление зон чистки подметающими движениями).

3. Освоение детьми зоны чистки зубов круговыми движениями, (закрепление зон чистки подметающими и скребущими движениями).

4. Освоение детьми зон чистки зубов и их последовательность выметывающими движениями, (закрепление зон чистки подметающими, скребущими и круговыми движениями).

На этих этапах проводится работа с парными мнемокарточками двух видов:

А) На левой стороне указана нужная зона чистки зубов, а на правой стороне указан нужный предмет, символ конкретного движения зубной щётки (графический символ + предметный символ);

Б) На левой стороне указана нужная зона чистки зубов, а на правой стороне указано стрелкой конкретное направление движений зубной щётки (графический символ + графический символ).

5. Закрепление детьми основных движений зубной щётки и их последовательности.

Работа с детьми на этом этапе начинается с предметных мнемокарточек, которые обозначают основные движения зубной щетки, ведется составление мнемоцепочек и последовательности основных движений зубной щетки. После этого работа продолжается с парными мнемокарточками, где основное движение зубной щёткой представлено в предметном и графическом отображении (предметное изображение +графическое изображение), также составляются мнемоцепочки, постепенно предметные мнемокарточки заменяются графическими.

После того как дети освоили мнемокарточки, я провожу игротерапию в соревновательном формате, например, “Кто быстрее”. Эти стимулы активизируют интерес детей с ОВЗ, они уже хорошо освоили мнемокарты, и подтягивают тех детей, которые осваиваются с трудом.

В процессе работы с мнемокарточками дети в два раза быстрее запоминают последовательность алгоритма т.к. включается ассоциативное мышление. Карточки находятся в свободном доступе, дети, самостоятельно, могут взять карточки и поработать с ними. При необходимости могу сама обратить внимание детей на карточки и предложить поиграть с ними. Ребенок занимается с карточками, сколько хочет, без принуждения.