Найти тему

История с 1 класса, или куда приведёт новый эксперимент

С нового учебного года Министерство образования решило поставить в школе новый эксперимент. Теперь в программу начальной школы вводится новый предмет - история.

Изучать историю начнут с 1-ого класса.

С одной стороны, история - интересная наука. И полезная. Любой человек должен знать историю народов Земли. Ну хотя бы для того, чтобы не допускать повторения страшных ошибок прошлого, а двигаться вперёд, к светлому будущему.

Но с другой стороны... Не будет ли это нововведение дополнительной нагрузкой на маленьких детей? Особенно на первоклассников. Им и так порой нелегко адаптироваться к школьным правилам. И не сократятся ли часы на изучение других важных предметов?

Обо всём этом мы сейчас можем только гадать.

Но на самом деле это даже не так важно. Важнее всего, КАК преподавать новый предмет. От этого многое зависит, в том числе и то, будет ли достигнута сама цель эксперимента.

Зачем всё это надо?

Зачем вообще изучать историю? Это первый вопрос, на который дети отвечают в самом начале изучения истории как предмета. Частично я уже ответила на этот вопрос.

Но зачем вводить историю в 1-й класс? И почему именно сейчас?

Думаю, это очевидно. В настоящее время на мир обрушилась совершенно нездоровая тенденция . Некоторые государственные деятели значительно искажают исторические факты в угоду своим личным целям.

Это искажение связано в первую очередь со Второй мировой войной и в частности с Великой Отечественной войной. В некоторых странах выросло уже целое поколение людей, которое искренне считает, что именно Америка, а не Советский Союз, победила нацистскую Германию. Люди, которые были признаны виновными за массовые убийства неповинных людей, теперь провозглашаются национальными героями.

Но самое страшное, что история переписывается не только на словах. Переписываются и учебники по истории. Дети воспитываются уже на других идеалах и других жизненных ценностях.

Думаю, для того, чтобы не допустить негативные влияния на умы и сердца наших детей, и было решено ввести изучение истории уже с 1-ого класса.

То есть цель этого нововведения вполне благородная, важная и нужная нам всем.

А надо ли это детям?

Конечно, детям можно объяснить настоящую цель эксперимента, но толку-то... Для них это просто слова. У детей начальной школы ещё недостаточно жизненного и исторического опыта, чтобы проникнуться идеей Минобразования.

Детям нужно, чтобы было просто ИНТЕРЕСНО! Когда интересно, ребёнок лучше запоминает материал. Интересной информацией ребёнок спешит поделиться с родными и друзьями: "А знаете, нам сегодня такое в школе рассказали! Оказывается, ..." Интересная информация надолго остаётся в памяти любого человека.

Вот тут-то и возникает главная проблема - КАК сделать так, чтобы детям было интересно изучать историю.

Многие скажут: "Ну какая здесь проблема? История сама по себе интересная наука".

Я полностью согласна с вами. История была одним из любимых моих предметов в школе. До сих пор мне нравятся книги, фильмы, где сюжет основан на исторических событиях.

Тем удивительнее мне было встретить и пообщаться некоторыми взрослыми людьми, которым история неинтересна. В разговоре с ними выяснилось, что эта нелюбовь к данной науке идёт со школьной скамьи. Они вспоминали, что их учителя в основном заставляли запоминать даты и пересказывать сухие страницы учебника.

В моих же воспоминаниях остались интересные и живые рассказы учителя, работа с историческими картами, просмотр исторических документальных фильмов, "волшебные" доски и штурвальчики для закрепления материала, эффективные походы в музеи.

Самое важное напоследок

Я, конечно, сомневаюсь, что мои советы могут пригодиться работникам Министерства образования.

Но если бы они меня спросили, как заинтересовать маленьких детей изучением истории, я бы на основе своего опыта и знания психологии детей данного возраста, посоветовала следующее:

1. Больше красивых картинок. Если это будут учебники, то там должно быть много красочных иллюстраций.

2. Нет - сухим текстам и фактам! Изучая историю с 5-ого класса, дети ещё успеют познакомиться с датами, особенностями государственного устройства, научными понятиями, причинно-следственными явлениями и т.д.

Маленьким детям нужны "живые" тексты. Им интересны будут художественные истории, где есть сюжет, герои. Хороший вариант - это возможность самим заглянуть в далёкое прошлое. Например, как в мультфильме "Оля, Коля и Архимед".

3. Кстати о мультфильмах. Было бы здорово, если б они стали главным учебным материалом при изучении такого интереснейшего предмета, как история.

Кстати, в начальной школе уже немного изучают историю по Программе окружающего мира (учебник А. Плешакова). И честно скажу, вот этот пример можно назвать антипримером. Это ответ на то, как НЕ НУЖНО преподавать историю в начальной школе.

"А всё-таки она вертится!"

В заключении хочу сказать, что на написание этой статьи меня подтолкнул разговор с мамой моего ученика. "Хочу начать с ребёнком изучать историю, - сказала она. - Как моему ребёнку рассказать о каких-то исторических фактах, чтобы заинтересовать его?" Ребёнку 6 лет, готовится идти в школу.

Вы знаете, когда мне задают подобные вопросы, я радуюсь. Такие родители, как эта мама, вселяют уверенность, что Земля наша ещё вертится, и мы не стоим на месте. Что связь времён и поколений продолжается. А значит, жизнь наша несомненно будет становится всё лучше и лучше.