Всем привет!
В 90е и 2000е гг. во всех крупных городах нашей страны пассажирские перевозки поддерживали многочисленные немецкие автобусы. Я уже писал на канале и о Mercedes Benz O405, и о MAN-SL202, сегодня же настало время рассказать об их предшественнике, который тоже был популярен в нашей стране – MAN-SL200.
Может показаться удивительным, но наш герой появился в 1973 г. Его внешний вид был гораздо современнее, чем у советских автобусов тех лет: прямоугольный кузов со «скругленным» потолком и широкие двустворчатые двери для пассажиров заметно выделяли автобус. С другой стороны, модель производилась по одному стандарту с Mercedes Benz O305, о котором я писал здесь, так что в их внешнем виде угадывается много общего. Также было много общего в двигателях: мотор у MAN-SL200 объемом 11,4 л и мощностью 200 л. с. конструктивно почти не отличался от того, что стоял на модели О305.
Задние фонари и вовсе были идентичными:
Салон тоже был унифицирован: в нем также 45 сидячих мест и накопительная площадка перед средней дверью:
MAN-SL200 производился до 1988 г., и в течение времени незначительно изменялся: так, первые автобусы этой модели имели «звездчатые» передние колеса, которые немного «старили» машину, а также круглые задние фонари.
У автобуса было несколько специальных модификаций. Существовала версия для левостороннего движения, отправлявшаяся в Австралию и Новую Зеландию:
Своя версия MAN-SL200 производилась в Турции, хотя внешне это совсем другая машина:
Более узнаваемая модификация – двухпалубный экскурсионный автобус:
И сочлененный MAN-SG240, но эта машина была отдельной темой на нашем канале, и к ней можно вернуться здесь.
Стандартных же MAN-SL200 было произведено порядка 5500. Все они распределились по многим европейским городам и работали до тех пор, пока их не стали вытеснять более современные автобусы. Но впереди была самая интересная страница из их жизни: после развала СССР в нашей стране стало не хватать собственных автобусов, и многие MAN-SL200 стали настоящим спасением для наших сограждан. Несмотря на преклонный возраст, автобусы этой модели продолжали работать в российских городах даже в XXI в. В частности, Красноярск 2000х гг. и MAN-SL200 тесно связаны. Автобусы этой модели продержались там вплоть до 2016 г., неоднократно меняя маршруты.
В детстве я любил эти автобусы, радовался, когда они попадались мне на остановках, и очень расстроился, когда в 2016 г. их убрали с улиц. Самое удивительное, что в 2019 г. я встречал экскурсионные автобусы на их базе в Таллине и Хельсинки.
В нашей же стране сегодня неизвестно о сохранившихся музейных экземплярах этого автобуса. Единственный момент, когда мне удалось вновь встретиться лицом к лицу с MAN-SL200, случился в прошлом году. Я увидел один из уцелевших экземпляров этого автобуса на панораме одной из наших улиц, а через некоторое время мне удалось его отыскать:
Наверно, это был единственный уцелевший красноярский MAN-SL200, и от этого становится еще грустнее. Все же хочется надеяться, что найдутся энтузиасты, которые решат сохранить такой автобус: все-таки для нашего поколения он один из «автобусов детства», как и львовские автобусы, и ЛиАЗ-677, и венгерские Ikarus 200й серии.
А как долго ездили MAN-SL200 в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!