История о том, как в 1992 году из Украины угнали военные самолеты. Этот факт мало кому известен и информации в сети немного. Тем не менее эти события имели место быть на заре независимости Украины.
Друзья, решил немного отойти от темы и написать про армию.
12 февраля 1992 года 6(шесть) бомбардировщиков ВВС Украины СУ-24 были угнаны с военного аэродрома в Староконстантивнове(хмельницкая обл.) в Россию.
ВСЕ ФОТОГРАФИИ ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ и принадлежат их авторам. Обработаны в графическом редакторе.
Исторические параллели.
Что общего между Дмитрием Карбышевым, Евгением Родионовым и погибшим недавно в ходе спецоперации на Украине заместителем командующего Черноморским флотом Андреем Палием? Все они отказались принимать присягу новым хозяевам. Проще говоря, современным царькам и князькам которые как грибы после дождя стали расти после распада СССР.
Талантливый военный инженер Дмитрий Карбышев отказался служить нацистам, как бы те его не уговаривали и какие бы золотые горы ему не сулили. За это был замучен в концлагере до смерти. Евгений Родионов отказался снимать в плену православный крест перед боевиками в Чечне. И был жестоко убит за это.
Андрей Палий слава Богу через муки плена на прошел. Он просто в 1993 году отказался принимать присягу новоявленному украинскому государству. А ведь мог, он почти уроженец Киева закончил военное училище там в Киеве.
К чему я об этом пишу? Это к вопросу о том, что некоторые офицеры всу с 2014 года на не удобные вопросы отвечали в духе «что я мог сделать» и «выполнял приказ». История знает имена тех офицеров кто поступил иначе. Ведь мог принять Карбышев предложение немцев и стать немецким(фашистским) военным инженером? Однозначно мог. Мог Евгений Родионов снять крестик и принять ислам в обмен на жизнь? Безусловно. Сейчас был бы наверное каким-нибудь высоким чином в халифате и имел бы 10-20-30 жен и кучу прислуги и жил в роскошном дворце. Возможно так и было бы. Но эти люди не изменили себе и своей присяге.
Переприсяга
После обретения Украиной независимости в ее Вооружённых Силах началась чехарда с переприсягой. Военнослужащим воинских частей предлагалась принять новую присягу Украине. Процесс этот проходил со скрипом, так как не все офицеры и солдаты принимали ее, потому что многие из них были уроженцами из других регионов СССР. Смысла принимать присягу не было никакого. Кто-то просто не хотел служить новоявленным панам. Присягу принимали в основном местные, которым просто некуда было деваться.
Тем не менее, во многих военных частях солдаты и офицеры уже приняли присягу на верность Украине. Оставалось не так много воинских частей и баз где солдаты и офицеры полностью бы переприсягнули Украине.
Одной из таких частей был военный аэродром в Староконстантинове в хмельницкой области.
История аэродрома
Свою военную историю аэродром ведет с августа 1940 года, когда на его полях базировался 225 ближнебомбаридировочный авиационный полк на самолетах АНТ-40(СБ) и Су-2. Полк с первых дней войны приступил к боевым действиям. Позже, что бы избежать захвата немецкими войсками был перебазирован сначала в Борисполь под Киевом. А затем в Липецк. За время базирования на Украине самолеты полка совершили 131 боевой вылет.
После войны в 1951 году на военном аэродроме были сформирована 63-я бомбаридировочная авиационная дивизия и -7-й бомбардировочный авиационный полк. В 1968 году здесь был сформирован 168 истребительный полк. Основу полка составляли истребители МиГ-19 и МиГ-23 разных модификаций.
Когда начался вывод советских войск из Германии на аэродром в Староконстантинове перебазировался 85-й гвардейский истребительный авиационный полк ордена Богдана Хмельницкого полк. Который позже вошел в состав 168 полка.
С 2001 года здесь базируется 7-я бригада тактической авиации Украины. Основой боевой единицей полка является тактический фронтовой бомбардировщик Су-24. Также есть самолеты Ан-26, Ан-2 и L-39 «Альбатрос».
Отсюда же летчики Украины отправлялись для нанесения боевых ударов в зону так называемой «АТЫ» в 2014 году.
Побег
Доподлинно не известно где, когда и кому пришла идея о перегоне самолетов в Россию. К началу февраля из-за чехардой с присягой оставались не облетанными 9 самолетов Су-24. Как того требовали летные инструкции. Не было подходящей погоды.
К вечеру 12 февраля погода более-менее наладилась. И девять самолетов поднялись в воздух, что бы совершить тренировочный полет. Действия экипажей не предвещали ничего необычного. Когда внезапно через небольшой промежуток времени 6 бомбардировщиков отключили связь с землей. Изменили курс и направились в сторону Белоруссии.
Конечно такие маневры не могли быть не замеченными радарами с земли. А все попытки связаться с экипажами не увенчались успехом. И только однажды голос одного из летчиков на вопрос «Куда летите», ответил «сами узнаете скоро». После этого связь с бортами прекратилась. Самолеты летели через Беларусь и приземлились на аэродроме Шаталово в Смоленской области. Свой поступок летчики позже объяснили нежеланием принимать присягу Украине.
Последствия
Угон самолетов вызвал широкий резонанс в украинской военной среде. Как так, нехороший северный сосед угнал самолеты. В адрес пилотов сыпались гневные риторики. Отметим еще факт, что начальник штаба полка накануне вывез боевое знамя полка, на своем автомобиле ВАЗ-2108. Но никто на это не обратил внимание, везет что то красное в багажнике ну и пусть везет.
Украина просила вернуть ей самолеты, но насколько известно, самолеты ей никто так и не вернул. Сами самолеты больше не использовались для полетов, из-за того что вся летная и техническая документация осталась на Украине. Дальнейшая судьба бортов не известна.
Всего в Россию переместилось 6 самолетов и 13 человек. По два пилота в самолете + начальник штаба полка. Судьба этих людей в России сложилась по - разному. Но найти какое-то разочарование или сожаление о проделанном поступке летчиков не удалось.
Была еще попытка угона или сам угон Ту-22 в Россию с Украины. Подробностей этого события пока нет. Поэтому, если кто-то знает подробности этих историй просьба написать в комментариях. С удовольствием дополню материал дополнительной информацией.
Спасибо, что дочитали до конца. С вас подписка и лайк. А еще можете поделится статьей со своими друзьями.
#авиация #история авиации #военное дело #военная история #самолеты #это интересно #история, события, факты. #холодная война #украина #россия