2,1K подписчиков

Связь авторитарного стиля воспитания с цифровым поведением ребенка

Мы начинаем серию постов о стилях воспитания. Самое главное, о следствии. Как стиль воспитания формирует характер и поведение ребенка.

Мы начинаем серию постов о стилях воспитания. Самое главное, о следствии. Как стиль воспитания формирует характер и поведение ребенка. А так же как родительская модель влияет на цифровое поведение и формирование детских неврозов.

Условно, взрослый может и не застревать в каком то определенном стиле. В зависимости от состояния, контекста ситуации мы можем транслировать тот или иной подход. Тем не менее, каждый может за собой замечать более частые проявления того или иного стиля. Которые уже укоренились, то есть вошли в привычку. Часто мы повторяем те модели, которые видели в родительской семье. Но это легко изменить, для этого просто нужно начать замечать за собой те или иные проявления.

Диктат

Часто в семьях практикуется безоглядная авторитарность. Как понять?

Когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

Психологи называют такой тип воспитания автократический, а тактику - диктат. По сути это систематическое подавление инициативы ребенка. В таких семьях очень жесткие правила, которые дети обязаны выполнять без обсуждения.

Простой пример. Жесткое лимитирование экранного времени ребенка без права обсуждения и/или умения взрослого выслушать позицию и мысли ребенка. Такой родитель очень категоричен, не приемлет других вариантов, кроме правильного. То есть своего.

У родителя преобладает позиция: "Я старший и знаю, как тебе лучше! Поэтому делай так, как тебе говорят!"

Такая позиция никогда не приводит к доверительным отношениям. Наоборот, систематическое подавление инициативы ведет к конфликтным ситуациям.

Игнорирование интересов и мнения ребенка, подавление и принуждение ведет к дистанцированию и росту напряжения. По мере взросления такие дети проявляют протест, стараясь вырваться из под этого давления. Причем, как правило, поведение такого ребенка начинает становится проблемным.

Взрослый, имеющий жесткую авторитарную позицию, продолжает решать проблему тем же методом. Тушим огонь, подкидывая ещё сухих дровишек. То есть подавляем сопротивление эмоциональным или физическим насилием. Все это сказывается на формировании личности. Если взять слайм, то чем больше сжимать его в кулак, тем резче и без контрольно будут вылазить сквозь пальцы его части. Так же и с ребенком, который растет без права высказывать свое мнения, без возможности проявить свою личность. Он начинает вырываться из под давления, причем чем старше, тем чаще мы видим "проблемное поведение".

Уход в цифровом мир, неважно играет ли ребенок или чатится, или просто смотрит "залипательные видео", это попытка отвоевывать свою территорию и право на самостоятельность. И ребёнок в такой семье отстаивает это право.

Куда смещаться?

Не стоит в авторитарном стиле запрещать ребенку гаджеты, игры. Результата не будет. Родителям в проявлениями диктаторского стиля надо учиться уважать и принимать интересы своего ребенка, вместо жесткого навязывания своих правил. Так же стоит понять, что решения, которые приняты подростком самостоятельно, будут выполняться с большей вероятностью, чем требования, часто сопровождающиеся угрозами и/или наказаниями. То есть предложение ‘Давай обсудим план на день, что и во сколько ты будешь делать?’, с переходом в договорённость, когда этот план вместе можно подкорректировать. Вы запускаете совершенно другие процессы в голове, такой ребёнок учится принимать решения, брать ответственность. И, главное, чувствует, что взрослый к нему относится с уважением, а не с высоты своего родительского пьедестала.

Если отношения конфликтные, то сначала необходимо налаживать эмоциональный контакт, возвращать доверие. Это другой набор техник.

Чтобы фигура взрослого в поле ребенка изменялась с врага, который диктует и приказывает, на близкие, честные отношения, основанные на интересе друг к другу. А в поле взрослого убирать слишком большую авторитетную дистанцию между собой и своим ребенком.