Продолжаем экскурс в нелицеприятные тайны МегаФона. Начало можно прочитать здесь
Хелп, пипл! Как отписаться от платных подписок?!
Не так уж много дел доходят до суда, но о событиях 2011 года мы знаем точно: обман двух потребителей был доказан, а МагаФон за это - наказан.
Фабула такова: с ноября 2011-го по июль 2012 года с баланса абонента за каждый из дней подписки списывали по 15 рублей — всего 3240 рублей. При разбирательстве в суде выяснилась интересная деталь, платный ресурс работал таким образом, что с него в принципе нельзя было получить никаких услуг. Второму потребителю повезло чуть больше, у него списали только 20 рублей - пришла смс от оператора и человек потерял всего пару часов жизни, чтобы во всем разобраться и отказаться от платного гороскопа.
Оба случаи интересны тем, что в доказательствах фигурировала информация о том, что обычный поисковый запрос о ресурсах, предоставляющих платные услуги, приводит в основном на странички, где обсуждают, как от таких услуг отказаться.
Можете представить себе такую ситуацию, вы забиваете название модели автомобиля, а гугл выдает вам только статьи о том, какое это ржавое ведро с болтами и как все пользователи несчастны.
SMS-спам с автоматическим подключением антиспама
Эта история нам понравилась больше всего по уровню бреда и наглости. В деле разбирались арбитражные суды ( дел № А40-57683/2021), поэтому нам довольно просто подвешивать ярлыки на фиолетово-зеленую репутацию оператора связи.
Если совсем коротко, пострадавший абонент получил SMS-сообщение следующего содержания:
"Спам не пройдет! Заблокируйте SMS-рекламу за 3 руб./день. Заблокировать sms-рекламу за 3 р/д?"
А дальше произошло самое интересное. Услуга автоматически подключилась, отказаться от услуги у абонента не было возможности.
За такую шалость МегаФон получил штраф от Роскомнадзора в 30 000 рублей.
МегаФон потерял договор и доказательства
В 2022 году антимонопольщики в Кемерово рассматривали дело № 042/05/18-1091/2021 и исследовали вопрос, был ли SPAM в действиях МегаФона.
Оказалось, что на номер потребителя от от абонента ECOPLANT пришло рекламное сообщение с предложением купить туи и можжевельник. В ходе расследования выяснилось, что продавец кустарников купил спам-рассылку у МегаФона, который отправляет сообщения своим абонентам... пользуясь стандартным условием публичной оферты. То есть когда вы покупаете сим-карту - все согласие на спам уже заботливо вписано в типовую форму. При попытке отказаться, абонентов расстреливают на месте. МегаФон пояснил, что подпись клиента в договоре подтверждает вагон и тележку обязательств.
При заключении договора абонент, которому был выделен абонентский номер <...> своей собственноручной подписью подтвердил, что надлежащим образом ознакомлен и согласен с Условиями, тарифным планом и правилами тарификации и расчетов по выбранному тарифному плану, являющимися неотъемлемыми частями договора, а также зоной обслуживания сети Оператора, согласен на получение рекламы при использовании услуг.
Абонент, кстати. неоднократно спамил в ответку - пытался отказаться от рекламных рассылок, но в офисе МегаФона ему ничем помочь не смогли.
В итоге ФАС России и суд запросили у Мегафона договор с клиентом, где стояла его подпись (абонент утверждал, что согласия не давал). МегаФон со своей стороны сообщил... что документы потерялись.
Мегафон не знает, что происходит в его офисах в регионах
Эта забавная история произошла довольно давно, но показательна тем, какими доводами оперирует один из лидеров "большой тройки. В 2009 году специальная комиссия ФАС России рассматривала доводы жалобы о том, что МегаФон запустил на федеральных каналах лживую рекламу. Обман был в том, что реклама обещала снижение цены в 10 раз, если абонент говорил 5 минут по телефону, а на практике все ограничилось дешевыми 15-ю минутами (местами до 120 минут). МегаФон тогда заявил, что не знал, какие тарифы делают в регионах, мол центральный офис думал, что везде все по одной методичке.