Кирилл Иванович Шебеко объекты для своего творчества находил в окружающей действительности: писал неповторимые дальневосточные пейзажи, портреты людей труда, натюрморты. Он был требователен к себе и работал практически без выходных, каждый день ставил перед собой задачу-минимум, которую стремился выполнить. Поэтому оставленное художником творческое наследие довольно обширно. Но вот автопортретов среди работ художника почти нет. Ему интереснее было изображать не себя, а мир, важна была не внешность, а результаты. И несмотря на то, что на "Автопортрете", написанном в 2000-м году, Шебеко тоже фактически не показывает свой облик, эта картина многое рассказывает о нём.
Он человек, который судит себя и других по делам. И в "Автопортрете" представляет результаты своего труда — картины, показывает обстановку, в которой обычно работает. Мастерская — лицо художника. На картине мы можем увидеть его работы "в миниатюре", понять, что их тематика довольно обширна. Кроме того, "Автопортрет в мастерской" написан в манере пуантилизма, как и многие другие работы Кирилла Шебеко.
Пуантилизм (или дивизионизм) — направление, возникшее во Франции в конце 1880-х лет. В основе этого неоимпрессионистического направления лежит манера письма "точечками" — раздельными мазками, когда цвета на холсте не смешиваются, а их смешение происходит на сетчатке глаз зрителя. Писать так сложно, поэтому французский пуантилизм, вызвав большой интерес при появлении, просуществовал недолго, примерно до начала XX века.
Кирилл Иванович Шебеко творчески переосмыслил технику и творческие находки французских неоимпрессионистов и создал свой стиль, неопуантилизм, стал признанным мастером, работы которого хранятся в Третьяковской галерее, а также более, чем в 20 художественных музеях нашей страны и в частных коллекциях. Но прежде чем стать признанным мастером, мэтром живописи, он прошёл серьёзную школу жизни.
Будущий художник родился в 1920 году в Хабаровском крае, в селе Циммерманка. И сельская жизнь, таёжное воспитание сформировали его характер. В 1940 году Кирилл окончил Благовещенское художественное училище и был призван в армию. В 1941-ом первым эшелоном с Дальнего Востока отправился на фронт. Был тяжело ранен, много времени провёл в госпиталях, получил инвалидность второй группы. Впоследствии был награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Славы III степени.
В 1943-ем Шебеко был демобилизован и поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Закончив "репинку" в 1950 году, выпускник получил распределение во Владивосток. В этом городе он жил до конца жизни и открыл для страны образы прекрасного Дальнего Востока и людей, живущих там.
В 50-е годы во Владивостоке было мало профессиональных художников, и Шебеко оказался в центре событий. Он стоял у истоков создания самобытной приморской школы живописи, внёс большой вклад в её становление. Художник активно работал, совмещая творчество и педагогическую деятельность.
В начале творческого пути Шебеко обращался к историко-героическому прошлому.
Кирилл Иванович одним из первых отправился с этюдником по просторам Дальнего Востока. Дальневосточные пейзажи принесли Шебеко широкую известность, и он позиционировал себя именно дальневосточным художником.
В своих панорамных пейзажах Кирилл Шебеко показал завораживающие просторы, от которых у зрителей на многочисленных выставках, в которых он участвовал, захватывало дух. Чтобы добиться этого, Шебеко пришлось взять на вооружение мировоззрение и технические приёмы стилистических течений Западной Европы и России рубежа XIX-XX веков. Сделать это в эпоху господства социалистического реализма, когда "чуждые" направления подвергались критике и гонениям, было непросто.
Но Шебеко смог! Он был уверен в своей правоте, в необходимости привлечения новых методов для выразительности и убедительности создаваемых образов. Он рискнул. И победил!
Шебеко — великолепный колорист. Его яркие работы наполнены оптимизмом. Показывая красоту и мощь природы, картины передают зрителю заложенную в них мастером энергетику.
Любимым жанром Кирилла Ивановича был пейзаж. Но при этом он писал и прекрасные портреты, и замечательные натюрморты.
Творчество мастера многогранно. В 70-е —80-е годы в СССР была популярна техника линогравюры, эстампа. В наследии Шебеко также есть работы, выполненные в этой технике тиражной графики. Основные темы этих работ связаны с военно-морским флотом и трудовыми буднями рыбаков.
Бывший фронтовик, знавший цену жизни, Шебеко посвятил себя служению искусству. И стал признанным мастером. В 1995 году был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств, в 2000-м году был награжден большой Золотой медалью академии.
Умер художник 3 марта 2004 года. Ему было 83 года.
Его работы стали классикой, но воспринимаются очень современно. Они являются культурным достоянием страны.
К сожалению, в сети мало работ Шебеко в приемлемом качестве. Выложу некоторые из тех, что удалось найти. Увы, не обо всех из них я смогла найти подробные сведения, часто репродукции выложены даже без названий.
Прежде чем вы, уважаемые читатели, перейдёте к самой приятной части — просмотру работ, хочу указать источник мотивации. Будучи категорически не согласной с подачей и выводами автора этой статьи, я решила написать свою. Соломон Воложин вообще, мягко скажем, своеобразен, пишет довольно сумбурно и часто трактует произведения очень странно. Но надо отдать ему должное, порой подмечает интересные детали.
Также хочу рекомендовать два канала, которые всегда читаю с большим интересом. Которые подчас помогают прийти в чувство и восстановить душевное равновесие после посещения канала Соломона Воложина. :)
Ну вот, а теперь репродукции работ Кирилла Ивановича Шебеко.