Серебряный век русской поэзии - время романтических чувств, экзотики и литературных мистификаций. Одна такая мистификация оказалась настолько удачной, что превратилась в важное культурное событие России 1910-х гг.
Речь идет о блистательном розыгрыше, который придумали поэт Максимилиан Волошин и поэтесса Елизавета Дмитриева. Яркий псевдоним Черубина де Габриак – идея самого Волошина, он же добавил к образу загадочной испанской красавицы красочные детали.
В 1909–1917 гг. в России издавался журнал "Аполлон". Издание было посвящено не только литературе, но и живописи, и театру. Публикация в таком журнале считалась очень престижной, естественно. Напечататься там было трудно.
И вот в августе 1909 года главный редактор и издатель журнала Сергей Маковский получил интригующее письмо. Это были стихи неизвестной девушки Черубины де Габриак. Стихи были замечательные, к тому же оформлены они были оригинально – написаны на листках, пропитанных духами, переложены сухими цветами.
Естественно, редактор был заинтригован. Затем сама Черубина позвонила ему по телефону и прислала еще одну подборку стихов.
Выдуманная биография
Образ получился романтичным и загадочным, тут мистификаторы очень постарались. Черубина де Габриак родилась в 1877 году в строгой католической семье, ее отец был испанским графом, мать – русская. Девушка получила очень суровое воспитание в монастыре.
Общаться с посторонними людьми ей было запрещено, отец и исповедник Черубины, монах-иезуит, следили за ней день и ночь. Девушка жила в роскошном особняке, но практически взаперти. Черубина могла только писать письма, при этом все время намекала, что переписка может в любой момент прерваться, так как она уйдет в монастырь.
Стихи Черубина писала не ради гонораров, ее семья была очень богата, а просто потому, что поэзия была ее призванием. Слава также не прельщала красавицу, она всерьез размышляла о том, чтобы стать монахиней.
Все эти романтические черты прекрасно соответствовали идеалу эпохи декаданса. Личность поэтессы интриговала все больше и больше. Поэтесса говорила о себе только намеками, не раскрывая подробностей,. В стихах описывала то исповедь в костеле, то старинные гербы, темы, экзотичные для тогдашней читающей публики. Неудивительно, что образ загадочной красавицы захватил воображение не только редакции, но и читателей.
Волошин всячески поддерживал образ романтичной писательницы. Он содействовал публикации стихов Черубины и сам написал несколько сонетов, посвященных ей.
Стихи Черубины вызвали литературный ажиотаж. Сами по себе ее произведения были весьма хороши. А таинственная личность автора только подогревала к ним интерес.
Разоблачение легенды
В конце 1909 года мистификацию раскрыли. Михаил Кузмин узнал настоящий номер Дмитриевой и рассказал правду о загадочной поэтессе самому Маковскому.
Маковский никак не мог поверить в розыгрыш. Он позвонил по номеру телефона и договорился о встрече с поэтессой. Встреча Маковского сильно разочаровала, Дмитриеву он нашел некрасивой, неинтересной и почти уродливой. Хотя по фотографиям можно сказать, что как раз уродливой она не была, сильно хромала, да, но лицо вполне приятное. Однако на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Сам Маковский представил себе идеальную испанскую красавицу, чуть не влюбился в нее, а реальность его сильно разочаровала.
Кстати, и бывшие поклонники тоже были сильно разочарованы, узнав правду. Когда о мистификации все узнали, разразился скандал. О достоинствах стихов сразу забыли, начав обсуждать личность автора.
В конце 1910 года в журнале "Аполлон" напечатали последнюю подборку стихов Черубины, подписанным ее настоящим именем - Елизавета Дмитриева.
Другие статьи в этой рубрике читайте по тэгу #литературные мистификации
Елена Жаворонкова, специально для канала "Литинтерес"
_________________________________
Приглашаем на наш сайт "Литинтерес". Там новые статьи появляются раньше! А еще ждем вас в нашей группе ВКонтакте. И в Телеграме