Работая с Гришей,
В статье речь идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС, который заговорил в 10 лет.
работая с ним, и потеряв надежду на то, что найдётся кто-то, кто это сможет вообще делать, я пришла к интересному открытию.
Ребёнок может научиться что-то делать за столом. И не уметь это делать вне стола...
Может научиться это делать за столом, возле стола, но не иметь возможности это делать в другой комнате...
За столом, у стола, в другой комнате - может, на улице - нет...
С тобой (педагогом) может, с другими людьми - нет...
И это не неспособность обобщать, как у людей с УО, когда условно они научились считать яблоки, а груши посчитать не могут.
Это другое.
На мой взгляд, это связано с сенсорикой и специфическим распределением внимания.
Что я имею ввиду? Следующее. За столом, где ребёнок приобретает навык, он свыкся и понял все особенности этого места, свыкся со всеми звуками, визуальными раздражителями. Он привык, изучил учителя. Его причёску, тело, одежду, голос. Он научился его слушать.
И в таких обстоятельствах он изучает что-то, учится отвечать на какие-то вопросы.
А потом он покидает стол, совсем недалеко уходит, но... Всё меняется. Вся система звуков и визуальных раздражителей меняется. И человеку точно не до... ответов на неважные вопросы. Человек не может сосредоточиться, не может собраться, не может стабилизировать реальность вокруг.
И если кому-то легче будет представить, то, если у вас когда-нибудь была мигрень, то, мне кажется, это похоже. Когда некоторые даже открыть глаза не могут. А тут тебя просят посмотреть в глаза и решить задачу.
Удачи.
Всё, что в такой момент хочется, это где-нибудь залечь и накрыть голову тряпочкой. И не двигаться.
Детям такое не позволяют.
Так же, мне кажется, доказательств, конечно, нет, что конкретно Гриша раньше очень своеобразно распределял внимание. Ты с ним говоришь и вдруг, он "зависает" на какой-то торчащей нитке или складке. И всё. Он больше не слышит. Уже говорящий, сознательный человек "отвлёкся" и "не слышит". Совсем.
Неспособность по своей воле распределять внимание. Неспособность выделить важное в ситуации и человек сосредотачивается на второстепенном, теряя суть происходящего.
---
Здесь хочется схватиться за голову и заорать ААААААААААААААААААААА. Этого не может быть.
Может... К сожалению, может.
И я вижу, на сколько огромное количество людей, даже имеющих отношение к проблеме, не знают об этом явлении.
Достаточно почитать комментарии под статьёй о внешнем виде педагога. А это оно, внешний вид учителя - это ещё один повод утратить способность соображать.
Но оставим частности.
---
В АВА сам процесс такого специфического не обучения описывается, если не ошибаюсь, как "не закрепление" навыка.
Если человек не может продемонстрировать то, что умеет в любой момент с кем угодно по просьбе, то... не падайте... он этого не умеет. Навык не генерализировался, его нет.
И вот эти все рассказы: - Он может, но не хочет. Она вообще читает, но когда хочет. Он умеет, но сейчас не хочет.
Нет. ОН не может это сделать сейчас, не умеет. Она не может читать сейчас, не умеет (!!!) читать в таких обстоятельствах.
Это как вы, вообще принимать душ умеете, но на арене цирка не смогли бы. Вообще жарить омлет умеете, но на морозе в 30 градусов в халатике не справились бы. И так далее и так далее.
Так и дети. Только для них арена и мороз под 30 могут быть совсем незаметными для нас.
Это устрашающее, но это так.
Уточнение. Это может быть и не так с вашим ребёнком.
Но если вдруг, это так, то хорошо бы об этом знать...
Вот, я вам рассказала.
Сочувствую.
Что с этим делать? Знать, что такое есть. И отталкиваться от этого в своей работе.
Итак.
Он умеет, но сейчас не хочет?
Вы уверены?
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Так это... получается, что Вы не оставляете право Грише "не хотеть"?
Не оставляю.
Открыто - нет, не оставляю. Все его занятия обосновываю для него. И он, теоретически, понимает, зачем делает то или иное.
Как там на самом деле, не знаю.
Но тут важно, от Гриши никто не требует больше, чем он может. Ну... Требуют, но в приемлемом объёме.
За Гришей постоянно пристально наблюдают и задачи растут вместе с Гришей.