Найти тему
НУАР-NOIR

Когда по соседству оказывается «Мелкий бес»

-2

Молва доносит, что по осени этого годы мы всё-таки сможем увидеть новый фильм Мартина МакДона «Банши Инишира», в основу которого положена давнишняя пьеса этого режиссера, который создал оную (скажем так), когда ещё не помышлял о кино.

Однако сегодня мы будем говорить о кинематографическом дебюте этого удивительного кинотворца («Семь психопатов», «Залечь на дно в Брюгге», «Три билборда на грани Эббинга»), который прибыл в мир кино из театральной сферы. И сделал он это настолько убедительно, что сразу же заработал «Оскар».

Эту награду МакДона получил за свою короткометражку 2004 года «Шестизарядный» (в некоторых переводах «Полная обойма», «Шестизарядник»). Удивительно, но публика и критика видела в этом пронзительном, трогающем до слез творении только лишь «чёрную комедию», в которой ирония густо замешана на трагедии.

Мы бы предложили иную трактовку этого мини-фильма. Ибо он говорит о проблеме неверия, точнее говоря, том самом смертном грехе, что называется «уныние». Словно интуитивно чувствуя это, некоторые из обозревателей предполагали, что «Шестизарядный» - это своего рода приквел к «Залечь на дно в Брюгге».

Версия красивая, но сокращает смысловую насыщенность короткометражки, которая при продолжительности в 27 минут может дать фору любой полноценной кинокартине. Загадочность и надрывность – вот два слова, что могут характеризовать этот проект, являющий собой более сумрачный вариант развития событий, более известных как «день не задался с утра».

Повода для веселья у мистера Доннели нет никакого, ибо ушла из жизни его супруга. А по пути домой в электричке рядом с ним оказывается юный мерзавец, который всеми силами пытается изводить окружающих вокруг. Он матерится, позволяет шутки, выходящие далеко за рамки приличий. В итоге провоцирует новые кончины.

Отдельные из критиков предполагали, что в фильме должно было быть шесть смертей, а потому в финале ставился вопрос: кто же будет последним? На самом деле видится совершенно иная проблема, хулиган – не совсем человек. Если прибегать к терминологии русского писателя Федора Сологуба – это «Мелкий бес».

Кадр из короткометражного фильма «Шестизарядный» (2004)
Кадр из короткометражного фильма «Шестизарядный» (2004)

Это не просто какой-то деревенский гопник. Он разбирается в искусстве и верховой езде. Инфернальный персонаж, который не просто портит людям жизнь (таковых в реальности и без мистики много), но пытается «довести» их, спровоцировав «радикальный приступ уныния». Он ставит свой целью - не просто испортить существование окружающим, а забрать его у них.

Кадр из короткометражного фильма «Шестизарядный» (2004)
Кадр из короткометражного фильма «Шестизарядный» (2004)

В итоге мистер Донован оказывается вовлечен в этот «печальный поток», будучи готовым покинуть «мир сей». Однако именно в этих условиях планы дают сбой. И какой-то момент он понимает, что поддавшись припадку неверия, он остался совершенно один, лишенный даже единственного молчаливого собеседника, которым был домашний кролик, принадлежавший некогда его жене.

Кадр из короткометражного фильма «Шестизарядный» (2004)
Кадр из короткометражного фильма «Шестизарядный» (2004)

Итоговая фраза: «До чего же паршивый день» - в итоге адресована не небесам, не зрителю, не предполагаемым полицейским, а самому себе. Это как раз укор за т.н. «смертную тоску».