Найти тему
Заметки Моргора

Влияние технического прогресса на образ чёрта у гуцулов

В одной из наших предыдущих заметок мы привели слова историка-медиевиста Владимира Яковлевича Петрухина:

Образ чёрта дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик.

Ну а сегодня я расскажу о том, как на образ чёрта у гуцулов (юго-восток Украинских Карпат) повлияло такое достижение технического прогресса как телефон.

Кому-нибудь, уважаемые читатели, объясняли принцип работы сего изобретения тем, что в трубке живут маленькие человечки, передающие голоса и позволяющие тем самым разговаривать на расстоянии? Так вот, гуцулы списали работу аппарата на чертей, сидящих на телефонных столбах и перекрикивающихся между собой, дабы передать слова от одного абонента к другому или бегающих по проводам, отчего те звенят (ну а черти поменьше живут в телефонных трубках). Черти на службе у человечества, получается.

Ниже привожу несколько быличек из книги Антона Онищука «Материалы к гуцульской демонологии».

В телефоне сидит «тот», осина, что передаёт голос. Один сидит в правлении в ящике, а другой осина сидит в другом ящике, хоть бы и у лесничего, хоть бы и в Надвирне или в Рафайлове. И как паны хотят говорить, то он, чур его, передаст голос хоть бы и до Надвирной, а хоть и куда (где есть ящик). И так, как тот пан говорит, то этот передаёт оттуда голос.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Записано от Юрия Долобчук​‌‌​‌‌​а

Отмечу, что называть чёрта чёртом считалось мероприятием рискованным, поскольку нечистый может услышать и явиться к неосторожно помянувшему, потому в разговорной речи активно использовались эвфемизмы, иносказания, эпитеты. Среди них – «тот», осина (поскольку проклятое дерево, чёртово), осинавец.

Сильно наказывают мальчиков, чтобы не бросали камни в столбы от телефонов, потому что если бросят, то могут попасть в осинавца, и тот осинавец заберётся в него и станет управлять им.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌‌‌‌‌

Записано от Ивана Крамарчук‌‌‌‌‌‌‌а

Говорят, что в телефоне есть «магнес», однако и тот «магнес» не без «него».​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌‌‌‌‌

Записано от Павла Курчука​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

‌‌‌‌«Магнесом» называли некую «магнитную» силу то есть, физическое явление природного происхождения. Явление вроде бы научное, но и оно, по бытовавшему народному убеждению не обходилось, не работало без «него» – без чёрта.

В качестве одного из доказательств причастности нечистого к работе телефона приводилось то обстоятельство, что в столбы телефонных линий нередко бьёт молния (громовник охотится на чертей).

Говорят, что в том телефоне есть «магнес», что передаёт голос, но почему в тот магнес бьёт такой гром? Когда на той трубе, что была на старом управлении, был такой магнес, то только в него гром и бил.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Записано от Андрея Перожук​‌‌​‌‌​а‌‌‌

Ехал как-то ночью один человек с города и догоняет он панка́, который шёл себе посвистывая. И тот панок спросил, не подвёз бы этот господин его немного. Господин и говорит: «Почему бы и нет? Садитесь!» – Так они говорили о чём-то, а потом спрашивает пан: «Хорошо ли вам живётся?»«Ой беда! – говорит господин. Давно, так ещё было так-сяк, а теперь – совсем тяжко...» Так они разговорились, и тот господин и спрашиват, кто он, откуда он. А пан ему и говорит: «Я, говорит, тебе не скажу кто я такой, но ты сам догадаешься. Давно, так и нам тоже было хорошо. Что? Ничего мы не делали, только вот так и ходили среди людей, а вот теперь повыдумывали всякие машины, телефоны, колеи и беда знает что ещё, и мы должны около всего этого находиться. Вот, например, колея. Как возьмётся нас по восемь на каждое колесо, так и должны везти эти тяжести. И отдохнуть даже нельзя, потому что надо приехать в назначенную минуту. Или вот те столбы, что при дорогах. На каждом столбе всегда сидит один из нас. И зимой, и когда ветер или метелица, всё равно должны сидеть на столбе, потому что если пан с паном захочет поговорить, то мы один другому передаём голос... Так что, и не вспоминайте, мы теперь очень бедствуем!» – Так они ехали и вот внезапно тот панок взял и исчез...​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Записано от Йосифа Осташук​а‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Говорят, что в ящике, что у зажонца сидит осинавец. И когда зажонец хочет позвонить, то он кричит в тот ящик осинавцу : ‌‌‌‌«Аллё»! И тот побежит по проводам, что на тех столбах, и провод аж звенит. Вот так бежит и говорит другому пану, что хочет зажонц.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Записано от Юрия Осташука

«Зажонц» – это, предположу, производное от «зажонда» («правление»). Иначе говоря, некий местный начальник вроде председателя.

В «Украинской народной мифологии» Владимира Гнатюка такие вот черти-телефонисты названы «новiтнi чорти» – новейшие черти.

Иллюстрация Елены Кульчицкой к «Украинской народной мифологии» Владимира Гнатюка
Иллюстрация Елены Кульчицкой к «Украинской народной мифологии» Владимира Гнатюка

См. также

​​‌​‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌