Сразу хочу сказать, что здесь будет максимально обобщенная модель эксперимента, дабы не забивать голову деталями, потому что суть останется одна и та же. Для тех кто хочет, более детально и подробно углубиться, пожалуйста, все есть в свободном доступе.
В общем и целом, в 70-х годах 20 века, в Стенфордском университете было проведено исследование «отсроченного удовольствия» или, как его потом назвали Стенфордский зефирный эксперимент, целью которого было понять, когда у детей дошкольного возраста развивается способность отсрочить своё удовольствие с целью получения в последующем большей выгоды. Проводил его профессор Уолтер Мишель на детях в возрасте от четырёх до шести лет. Детей заводили в комнату в которой были исключены какие-либо отвлекающие факторы (не было каких либо книжек, телевизора и того подобного), чтобы ничего не могло им помочь скоротать время, так сказать. На стол в комнате клали угощение по их выбору. Это могли быть печеньки Орео, крендели или зефир. Исследователи давали детям выбор: съесть угощение сразу или же выждать пятнадцать минут и получить награду вдвое больше, если они смогут не поддаться искушению. Когда исследователь уходил из комнаты (в комнате естественно была камера наблюдения) дети придумывали разнообразные способы, чтобы как-то скоротать время для получения удвоенной награды. Кто-то закрывал глаза руками, кто-то считал пальцы, отворачивался чтобы не видеть лакомство, некоторые же просто съедали угощение, как только взрослый уходил из комнаты. Процент тех, кто смог выждать те заветные пятнадцать минут времени составило примерно 33%.
Последующее контрольное исследование данной группы детей было проведено в 1988 году. Спустя время после первого эксперимента, детей, которые смогли вытерпеть те «мучения» и получить двойную награду, родители отписывали, как более компетентных, а в 90-м году была выявлена корреляция между способностью к отсроченному удовольствию и повышенным количеством баллов SAT (SAT - Scholastic Assessment Test - стандартизированный американский тест, необходимый для поступления в колледж).
Но, как и в большинстве экспериментальных моделей, в этой тоже есть свои подводные камни. И тут не все так однополярно, как кажется на первый взгляд. Выборка состояла исключительно из садика, который находился при Стенфорде и соотвественно там были только дети родителей, которые там работали и соотвественно не было большого социального расслоения, а дети принадлежали так или иначе к примерно одному и тому же соц. классу. Дети состоятельных родителей могут себе позволить подождать, потому что знают, не сейчас так в следующий раз можно будет получить угощение или даже что-нибудь получше. Что не скажешь про детей из бедных слоев общества, там все намного печальнее и в следующий раз угощения может не оказаться вовсе, так что лучше хвататься за первую возможность, кто его знает, что там дальше будет.