Найти тему

А поговорить?

Родители платят репетитору за то, что он качественно готовит их ребёнка к экзамену. Позволительны ли разговоры «не по существу»? Здесь ситуация непростая. Настроиться на совместную работу, друг на друга помогает беседа в начале урока.

-Как дела? Как настроение?

Если ученик хочет, расскажет, а нет – так отшутится. Кто-то спросит обязательно, как дела у меня. Иногда ученики делятся впечатлениями о поездке, об интересном событии, рассказывают о своих впечатлениях от фильма или спектакля. Я отвожу на это 2-3 минуты, максимум 5. Обычно хватает. И мы готовы плодотворно работать.

Но бывает, что разговор, не обязательно в начале или в конце урока, оказывается очень важным для ребёнка. Работаем с текстом о материнской любви. Вместо того, чтобы искать авторскую позицию, Женя вдруг начинает рассказывать мне о сложных отношениях с мамой. Что делать?

Я уже опытный боец, понимаю, что ему это нужно, что я не могу сказать: «Это к русскому не относится! Поехали дальше». Вступаю в беседу, аккуратно прерывая монолог вопросом: «Может, попробовать поговорить с мамой, рассказать ей точно так же, как ты рассказал мне, о том, что тебя волнует?» У мамы, по словам сына, есть только её мнение и неправильное. Она не умеет слышать. Она, как считает юноша, обиделась на него за то, что он не поехал к её родителям, не выслушав его доводов, поэтому не приготовила ничего поесть. «Ты уверен, что в холодильнике нет еды?» - вкрадчиво спрашиваю я, понимая (сама мама), что он может просто не видеть кастрюли заботливо приготовленного борща. Да, так бывает. Вы будете смеяться, но он пошёл на кухню (работаем дистанционно), открыл холодильник и проверил все ёмкости. Действительно, борщ смиренно дожидался его в небольшой миске. Рядом стояла ещё одна посудина с котлетами и гречкой. А за пачкой молока обнаружилась шоколадка. Такой счастливый вернулся Женя из кухни!

«Мама тебя очень любит! Мама не может не любить, понимаешь? Просто она тоже человек, не всегда может понять тебя. Представь, как она переживает за тебя! Ты закрываешься от неё, а ей от этого больно! И она, возможно, не знает, что делать в этой ситуации». Женя искренне удивляется, что взрослые могут чего-то не знать, ошибаться в чём-то. Он признаётся, что никогда не думал о том, что переживает мама. «Как считаешь, может, надо маме спасибо сказать? Ей будет очень приятно!» - машет головой. Вижу, что потрясён.

Знаете, я не психолог по образованию и не считаю, что имею право проводить психологическое консультирование. Но у меня есть большой педагогический и житейский опыт. За 20 лет столько было судеб и характеров! Конечно, я не стану решать проблемы этой семьи, но здесь и сейчас я сделала всё, что могла. Мы потратили на это «не по существу» ровно 12 минут. Занятие я закончила на 12 минут позже. Да, я подарила Жене 12 минут своего внимания и не жалею об этом!

#репетиторпорусскому #русскийегэ