Найти тему

КАК САМУРАИ ИСПЫТЫВАЛИ МЕЧ РАЗРУБАНИЕМ ТЕЛА

Оглавление

Истоки современного теста на разрубание происходят из гораздо более жестокой эпохи. Современное тамэсигири представляет собой тест на проверку мастерства, путем разрубания предметов, таких как скрученные татами или связанная солома.

В конце периода Эдо (1603 – 1668) и начале периода Мэйдзи (1868 – 1912), когда кузнец или обладатель клинка, желал доказать его качество и мощь при разрубании, тамэсигири являлось тестом меча при разрубании объекта. Согласно этому определению, шлемы (кабуто), доспехи (ёрой) и толстые участки из бамбука или дерева, могли быть разрублены. Этот процесс тестирования, при неправильном осуществлении неквалифицированным практиком, или там, где качество клинка было не лучшим, мог легко привести к разрушению меча.

В этот же период времени существовала радикально отличающаяся форма тамэсигири, известная как аратамэси – тестирование меча на разрушение, чтобы увидеть сколько чрезмерных нагрузок он может выдержать. Как я уже говорил в предыдущих статьях, многие считают, что это практика была попыткой японцев доказать превосходство своего оружия над европейскими мечами.

В ещё более ранние времена (период Эдо и раньше), другой вариант тамэсигири выполнялся на телах казнённых преступников. Эту практику более правильно определить, как суэмоногири – «разрубание привязанного объекта». Это объясняется тем, что тела преступников привязывались в различных положениях, чтобы тестировать меч, выполнив соответствующий рубящий удар.

В этом ужасном тестировании, положение тела было очень важно, так как лезвие разрубало тело преступника пополам, вдоль линий, предназначенных для того, что перерубить как можно больше костей. Это требовало высочайшего мастерства со стороны тестирующего, который должен был нанести точный рубящий удар, иначе лезвие могло сломаться.

Существование руководств, для подготовки теста, показывает важность занимаемого телом положения. В определённые моменты истории Японии, тест на разрубание, известный как «отамэси гэйся», пользовался большим спросом.

Менее известный тест на разрубание известен, как суэмоно-си, который выполняли квалифицированные самураи для клиентов.

Иллюстрация из Кайхо Кэндзяку (Стандарты для оценки меча), автор Ямада Асаэмон Ёситоси (1797).
Иллюстрация из Кайхо Кэндзяку (Стандарты для оценки меча), автор Ямада Асаэмон Ёситоси (1797).

Существуют списки знаменитых отамэси гэйся периода Эдо, один из которых был переведён C. U. Guido Shiller в 2007.

В этот период семья Ямада была самой известной в отамэси гэйся. Они обладали такой славой и мастерством, что в двух сохранившихся книгах, написанных членами семьи Ямада, описывается, как правильно провести разрубание тела человека. Этими книгами являются «Кайха Кэндзяку» (1797), автор Ямада Асаэмон Ёситоси, и «Кокон Кадзи Бико» (1830), автор Ямада Асаэмон Ёсимуцу. Обе эти книги содержат гораздо больше информации, чем просто проведение тесте на разрубание тела человека, в них содержится подробная информация о кузнецах, качество известных мечей и многое другое.

Книги семьи Ямада показывают, что одним из наиболее распространённых способов расположения тела для разрубания было додэн, или «песочная подставка». Это была просто большая куча из песка или земли, с воткнутыми кольями, что позволяло надёжно привязать тело. Форма такого «стенда» для разрубания позволяла тестирующему снизить повреждения клинка, если лезвие проходило при ударе весь путь до конца, войдя в песок или землю.

Другие иллюстрации этого периода показывают, как тела могут быть расположены на додэн. Такие положения позволяли разрубать несколько тел, расположенных на «стенде». Другие иллюстрации этого периода показывают, как тела могут быть расположены на додэн.

Иллюстрация из Кайхо Кэндзяку (Ямада Асаэмон Ёситоси, 1797)
Иллюстрация из Кайхо Кэндзяку (Ямада Асаэмон Ёситоси, 1797)
Иллюстрация из «Кокон Кадзи Бико» (Ямада Асаэмон Ёсимуцу, 1830)
Иллюстрация из «Кокон Кадзи Бико» (Ямада Асаэмон Ёсимуцу, 1830)

Такие положения позволяли разрубать несколько тел, расположенных на «стенде». История показывает, что лучшие мечи могли разрубить сразу три тела, сложенных вместе, на трудных участках (например, бедрах), в зависимости от размера и плотности кости на этом участке тела.

Другие формы стендов для тамэсигири (суэмоногири), перечисленные в Кокон Кадзи Бико, представляли конструкции из дерева, в том числе с обивкой
Другие формы стендов для тамэсигири (суэмоногири), перечисленные в Кокон Кадзи Бико, представляли конструкции из дерева, в том числе с обивкой
-5
-6

В «Кокон Кадзи Бико» также содержится инструкция о том, как сделать и использовать очень длинную рукоятку (цука), которая позволяла тестирующему использовать больший рычаг при разрубании.

-7
-8

После успешного разрубания, имя тестирующего, число разрубленных тел, примечание о разрубании, а также дата и место, где это происходило, наносились на хвостовик меча (накаго), чтобы будущие поколения могли знать, что качество лезвия было протестировано. Ниже приведен пример такой записи:

ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ В ГРУППЕ ВК БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

-9

Источник: МАРКУС СЕСКО. РАЗРУБАНИЕ ТЕЛА: ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ ЯПОНСКИХ ПОСОБИЙ ПО ТАМЭСИГИРИ И СУЭМОНОГИРИ

МИЯМОТО МУСАСИ: ЖИЗНЬ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ

Миямото Мусаси - самый почитаемый и знаменитый фехтовальщик в истории Японии. Однако лишь немногие из многочисленных работ, посвящённых этому загадочному воину, опираются на первоисточники. Ещё меньше работ посвящено эмоциональным потрясениям, которые подтолкнули его к тому, чтобы стать лучшим в своём деле. Это первая биография, которая выполняет эти задачи и использует богатство забытых или недавно обнаруженных материалов.

Уильям де Ланге перевёл все известные тексты о Мусаси и на основе своих исследований осветил спорные и даже неизвестные события из жизни фехтовальщика. Среди них - источник его непростых отношений с отцом, его местонахождение во время битвы при Сэкигахаре, его героизм во время летней осады замка Осака и приключения в последующие годы. Мы узнаем о скрытом гневе, побудившем его убить своего первого противника на дуэли в возрасте двенадцати лет, о его стремлении уничтожить известный клан фехтовальщиков Ёсиока и о тщательно организованном поединке с Сасаки Кодзиро на острове Гэнрю. Также узнаем о его приёмных сыновьях и их судьбе, а так же о родном ребёнке Мусаси, о котором почти не упоминается в современных источниках. И наконец, мы проследим за тем, как создавалась его «Книга пяти колец», которая стала итогом его боевой философии.

Превзойдя своих учителей и сверстников, Мусаси создал беспрецедентную в истории японских боевых искусств школу фехтования боя двумя мечами - Нитэн Ити-рю. Влечение к хаосу битвы соперничало с радостью от созерцания красоты, а постоянное стремление к совершенству в своём искусстве лишало его эмоциональных связей, по которым он так тосковал. Сложный портрет Мусаси, который вырисовывается здесь, далёк от того образа, что был создан в художественно литератору, кино и фольклоре.

ОЗНАКОМИТЬСЯ С КНИГОЙ

-10