Это первый раз, когда я опубликовал статью по особой просьбе читателя. Меня попросили написать краткий обзор о происхождении цубы Ягю или, по крайней мере, что мы знаем об её происхождении сегодня, так что приступим немедленно. В первую очередь важно знать, что она восходит к знаменитому фехтовальщику Ягю Рэнъя Тосиканэ (柳生連也厳 包,1625-1694), таким образом, мы должны начать со знакомства с ним, прежде чем начать говорить о Ягю-цуба. Рэнъя родился во второй год эпохи Канъэй (寛永,1625), став третьим сыном Ягю Хёгоносукэ (柳生利厳,1579-1650) и Тама (珠), младшей дочери Сима Сакон Киёоки (島 左近 清 興, 1540-1600). Неизвестно почему, но он был воспитан Хаяси Городаю (林五郎太夫), начальником станции Гою (御油) в провинции Микава, и носил тогда имя Хаяси Синроку (林新六).
Городаю был в свою очередь мужем младшей сестры Хёгоносукэ, таки образом Рэнъя был воспитан своим дядей. Когда ему было девять или десять лет, он отправился в город Нагоя, и в это же время он вернулся к девичьей фамилии матери, называя себя Сима Ситиробэй (島七郎兵衛). В княжестве Овари он обучался боевым искусствам своей семьи вместе со своими двумя старшими сводными братьями, Киёси (также читается как «Киётоси»(清厳) и Тосиката (利方). Рассказывают, что он тренировался очень усердно, и выделялся уже в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Когда Рэнъя было 14 лет, его старший брат Киёси погиб в возрасте 24 лет, во время восстания в Симабара. Примерно в это же время, Тосиката стал официальным инструктором по фехтованию для Токугава Мицумото (徳川光友,1625-1700), будущего второго даймё Овари-хан. По рассказам, Рэнъя продолжал упорно тренироваться, так как ему не хотелось уступать в фехтовании своему отцу. И это имело свой результат, он получил признание в его стиле в возрасте 16 лет, назвав себя Ягю Ситиробэй Хэйсукэ (柳生七郎兵衛兵助).
Два года спустя, в 19 год эпохи Канъэй (1642), даймё Овари-хан Токугава Ёсинао (徳川義直, 1601-1650) дал ему должность охранника аудиенции (о-тори бан, 御通番) при нахождении в Эдо во время санкин котай («поочерёдное прибытие на службу» — система принудительных командировок, которая обязывала провинциальных правителей даймё различных кланов Японии периодически прибывать на службу в ставку сёгунов Токугава в городе Эдо и проводить в ней определённое время). Во время пребывания в Эдо, Рэнъя смог исправить некоторые недостатки в своей технике фехтования, которые тревожили его многое время. Он был очень доволен этим и выиграл более тридцати фехтовальных дуэлей в присутствии Ёсинао, при этом не получив ни одного удара. В этом же году он сменил своё имя на Ягю Ситиробэй Тоситомо (柳生七郎兵衛厳知), а на следующий год его зарплата в 40 коку, а в качестве о-тори-бан выросла еще на 30 коку. В четвертый год Сёхо (正保, 1647), когда ему было 23 года, его доход вырос до 140 коку. На следующий год его отец ушел в отставку, и он был назначен на должность официального инструктора по фехтованию княжества Овари. Спустя год отец торжественно назначил его пятым главой школы Синкагэ-рю, написав в конце сертификата: «Этот человек [Тоситомо] является самым выдающимся среди учеников, учившихся в этой школе. Эта выдающаяся похвала должна быть высоко оценена. Более того, он действует в соответствии с обязательством, не относится халатно к своим обязанностям. Человек, о котором здесь написано, не имеет себе равных».
В третий год Кэйан (慶安, 1650), отец Рэнъя, Тосиёси, и его господин Токугава Ёсинао, умерли. Это означало, что он унаследовал жалование отца в 500 коку и владения семьи, и стал вассалом Токугава Мицумото, который был его ровесником. В следующем году он сражался в поединке, в присутствии сёгуна в Эдо, против своего родственника Ягю Мунэфую (宗冬 1613? -1675), который представляя линию Эдо школы Ягю Синкагэ-рю. Мунэфую был побежден Тоситомо одним ударом бокуто и говорят, что после этого отношения между Эдо-Ягю и Овари-Ягю прервались. В восьмой год Канбун (寛文, 1668), когда Рэнъя (Тоситомо) было 44 года, его жалование было снова поднято, и составило 600 коку. Однако он выразил желание уйти со своего официального поста. Мицумото согласился, и его жалование было уменьшено до 200 коку, и пожалован дом в Кобаяси (小林). После досрочного выхода в отставку, он поменял своё имя с «Тоситомо» на «Тосиканэ» (厳包). В этот период, Тоситомо (Тосиканэ) не был болен или слабым, он хотел сосредоточится на духовных аспектах искусства фехтования за пределами семейного додзё. Он назначил Мицумото шестым главой школы Ягю Синкагэ-рю, а позже, в третий год Энпо (延宝,1675), сын Мицумото – Цунанари (徳川綱誠, 1652-1699), стал седьмым главой школы Ягю Синкагэ-рю. Несколько позже, во второй год Дзёкё (貞享, 1685), Тосиканэ стал священником и взял себе имя «Ура Рэнъя» (浦連也).
«Ура» являлось как бы его новой фамилией, а «Рэнъя» - имя. При этом оно должно было читаться как «Рэнъя», а не «Рэнъясай» (連也斎), цитируемое многими авторами. Это ошибочное имя не обнаруживается до периода Бакумацу («конец сёгуната» — смутное время в истории Японии, завершающая часть эпохи Эдо, охватывающая период с 1853 по 1869 год) и считается, что эта ошибка началась с Имаидзуми Гэннай Нобухару (今泉源内延春), который думал, что это нюдо-го (монашеское имя), а не имя, и добавил суффикс «сай» (斎 - религиозное очищение), типичный для нюдо-го. Кстати, Нобухару был близким другом семьи Ягю и подготовил «Ягю-цуба дзуфу» (柳生鐔図譜), которая будет рассмотрена позже. Так как Рэнъя был на пути к достижению просветления, он упоминается как «Осё» (和尚, что означает «буддийский священник»). Согласно Мицутомо, самураи из княжества Овари называли его уважительно «Кобаяси-Осё» (小林和尚, «священник из Кобаяси»). Рэнъя умер в одиннадцатый день десятого месяца седьмого года Гэнроку (元禄,1694), в возрасте 70 лет. Через десять лет после его смерти, дом в Кобаяси был разобран, а на его месте был построен храм Сёдзё-дзи (清浄寺).
Теперь мы подошли к цубе Ягю. Как упоминалось в начале, она берёт начало от Ягю Рэнъя и именно поэтому была позже названа «Ягю-цуба». Но также существовал термин «Кобаяси-цуба» (小林鐔), который связан с выходом Рэнъя в отставку. Всё началось с его ухода на «пенсию» и сменой имени на «Тосиканэ». Сохранившиеся документы позволяют предположить, что с того времени он был озабочен цубой и что он также экспериментировал с якитэ-кусаракаси, т.е. определённая обработка поверхности, сочетаемая с кислотами и термообработкой. В конце периода Эдо, 4-ый год Кока (弘化,1847), о цуба была опубликована книга «Кокон-Кинко-бэнран» (古今 金工便覧), где мы находим, что Рэнъя, и другие, тестировали цуба в те времена, разрушая их в ступке. Ни одна из них не оправдала ожиданий фехтовальщика, за исключением тех, которые были сделаны Котэцу Годзаэмоном (古鉄五左衛門), из Акасака (район Эдо). Таким образом, Рэнъя поручил ему выковать 36 пластин для цуба, в которых известный мастер Гото (後藤) сделал сукаси (透 или сукасибори 透彫 - прорезная работа или сквозная резьба), по рисунку разработанному Кано Танъю (1) (狩野探幽, 1602-1674). Весьма вероятно, что мастер Гото, о котором идёт речь, не был из мастеров кинко (金工 - мастер, обычно имеющий дело с украшенными цубами мягкого металла) семьи Гото, служившей бакуфу, так как прорези сукаси в железной опорной пластите были не со всем их ремеслом. Но мы находим интересную запись в «Исикава мэкики дэнсё» (石河目利伝書), в котором говорится что: «Гото Сёбэй Мицутэру (石河目利伝書, жил когда-то в Мино, но позже переехал в Эдо. Он получал от Ягю Рэнъя жалование для содержания трёх человек, и периодически отправлялся в Овари, чтобы работать там». Гото Сёбэй и Яносукэ (弥之助), гончар из Сэто, были мастерами, которые получали жалование непосредственно у Рэнъя, после чего, в последние годы жизни, у него самого появилось влечение к гончарному делу, и даже сделал несколько чашек под руководством Яносукэ. И скорей всего, фурнитура его Ягю-косираэ (拵 - полная оправа меча) было выполнена в совместной работе с Гото Сёбэй. Нам известны записи, в которых говорится, что Сёбэй сделал фути (縁 - декорированное или простое кольцо на рукояти меча, находящееся рядом с цубой) в соответствии с предпочтениями Рэнъя и тем самым это наводит на мысль, что Гото Сёбэй Мицутэру был тем самым, кто выполнил резьбу и отверстия сукаси в первоначальной цубе Ягю. Предание о том, что сукаси было выполнено по дизайну Кано Танъю, также подвергается сомнению. Ученый Инаба Митикуни (稲葉通邦, 1744-1801), который сам был из княжества Овари, написал в «Ягю-цуба ката дзэндзу» (柳生鐔形全図): «Конструкция восходит к Хата Кунинари (秦国成), а не к Танъю, как это в основном считали». Хата Кунинари был художником служившим княжеству Овари. Позже ему было разрешено носить фамилию «Кано», так как он стал учеником Кано Ясунобу (2) (狩 野安信, 1613-1685). Также существует предположение, что Кунинари и Кано Цунэнобу (3) (狩野常信, 1636-1713), один и тот же человек, поскольку эскизы цубы сохранились у последнего. Ну, вот мы, очевидно в тогдашнем мире обычных приукрашиваний. Стало быть, эскизы одного из художников семьи Кано, упоминаемого в документе, быстро стали проектами мастера Кано Танъю в следующих работах.
Таким образом, в ходе разработки этой цубы, начатой Ягю Рэнъя Тосиканэ, было создано 36 проектов. Позже эти 36 цуба назвали «касэн-цуба» (歌仙鐔), потому что это число соответствует «Тридцати шести бессмертным поэтам» (садзюроккасэн, 三十六歌仙) периодов Нара, Асука и Хэйан. Позже было добавлено ещё несколько работ к этому пантеону цубы Рэнъя. Некоторые были сделаны самим Токугава Мицумото, например, «кадзэхо» (風帆, “раздувающийся парус”). К периоду Мэйдзи, общее количество мотивов рисунка Ягю-цуба достигло более 120. Однако цубы Ягю были не столь известны в своё время, и только со временем их историческая ценность была признана. Произошло это благодаря известному эксперту по цуба Сасано Масаюки (笹野大行,1920-1993), в результате чего Ягю-цуба приобрела художественную ценность. Даже за пределами Японии иметь эту цуба было очень заманчиво и то, что на неё был большой спрос, очевидно связано с фехтованием в частности и боевыми искусствами в целом. Так или иначе, сохранилось не так уж и много первоначальных 36 касэн цуба, но так как они пользовались определённой популярностью, делались копии в период Эдо, вплоть до эпохи Бакумацу.
В семье Ягю первые 36 касэн-цубы Рэнъя называют «Кобаяси-цуба» либо «Иэ-но цуба» (家の鐔,«цубы нашей семьи») или «Рэнъя-сикоми» (連也仕込み, «запасы цубы Рэнъя»). Более поздние копии, сделанные примерно в годы Хорэки (宝暦, 1571-1764), относятся к Го-рюги цуба (御流儀鐔), т.е. «цубы в стиле школы Ягю». Сегодня эти работы также называют «вторым поколением Ягю-цуба». К концу периода Эдо было сделано еще больше Ягю-цуба или цубы в стиле Ягю, и их, в свою очередь, называют «Ягю-цуба третьего поколения». Кстати, термин Ягю-цуба впервые появился благодаря Инаба Мититацу (稲葉通龍, 1736-1786) в его книге «Сокэн-кисё» («Рассуждения о лучших образцах оправы мечей»), написанной в первый год эпохи Тэнмэй (天明, 1781).
Цуба, показанная выше, вероятно, одна из самых представительных из всех 36-ти касэн-цуба. Некоторые утверждают, что изображенный мотив называется «Три основы учения» (сангаку, 三学) из буддизма: кайгаку (наука заповеди, 戒学), дзёгаку (созерцание, 定学) и эйгаку (мудрость, 慧学). Но в учении Рэнъя мы находим также термин «санма-но курай», «три пути обучения», которые состоят из нара (изучение, 習い), кэйко (практика, 稽古) и куфу (активная работа над тем, что вы изучили и практиковали, 工夫). Согласно Рэнъя, эти три элемента имеют важное значение, когда вы хотите достичь прогресса в фехтовании. Другие же предполагают, что мотив мицубоси-санкаку означает так называемые «сангаку эн-но тати» (三学円之太刀), группа фехтовальных ката Ягю Синкагэ-рю. Ягю Тосинага (柳生厳長), 20-ый глава школы Ягю Синкагэ-рю, в своей книге «Сёдэн Синкагэ» (正伝新陰流) говорит о сознании (сердце), мече и теле, заключенные в круг, который в свою очередь означает способность изменять технику по желанию, и плавно перетекать от одного движения к другому. Ну, а мы можем представить себе, что мотив мицубоси-санкаку содержит всё это. Но философские аспекты Ягю-цуба уже другая тема, так как меня попросили пролить некоторый свет на её исторические аспекты происхождения. И в этом смысле я надеюсь, что статья будет интересна всем.
Источник: Markus Sesko. Yagyu-tsuba
- Школа Кано ( 狩野派) — японская художественная школа XV—XIX веков, одна из самых известных художественных школ в японской живописи. Создана и развита представителями единого рода Кано. Произведения школы пользовались особой популярностью в среде японских властей: сёгунов, провинциальных князей, аристократов, буддистских монастырей. Переломный момент в истории школы наступил благодаря трём братьям: Кано Танъю Моринобу, Кано Наонобу и Кано Эйсин Ясунобу. Они не просто переломили неприятную тенденцию упадка школы, но и обеспечили школе Кано даже не лидерство, а просто-таки гегемонию на следующие примерно 150-200 лет.
Кано Танъю (1602-1674), возможно самый уважаемый и влиятельный художник школы за всю её историю, рос вундеркиндом, и еще подростком в 1617 году был вызван из Киото в новую столицу Эдо, где стал одним из официальных художников сёгуната Токугава. Покровительство сёгуна обеспечило ему множество заказов от формирующейся элиты новой столицы.
2. Кано Эйсин Ясунобу (1613-1685), брат Кано Танъю.
3. Кано Цунэнобу (1636-1713), сын Кано Наонобу, учившийся не только у своего отца, но и у Кано Танъю.
ПОЧЕМУ ТАКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ БОКУТО (ДЕРЕВЯННЫХ МЕЧЕЙ) В ЯПОНСКОМ ИСКУССТВЕ ФЕХТОВАНИЯ?
ТЕХНИКИ ДЗЮДЗЮЦУ B ФЕХТОВАНИЕ МЕЧОМ
ГАРДА И НОЖНЫ ДЛЯ БОКУТО (ДЕРЕВЯННОГО МЕЧА) В ШКОЛАХ КЭНДЗЮЦУ
ИСТОРИЯ КЭНДЗЮЦУ: СОЗДАНИЕ БАМБУКОВОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО МЕЧА
ИСТОРИЯ КЭНДЗЮЦУ: СОЗДАНИЕ БАМБУКОВОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО МЕЧА (ЧАСТЬ 2)