Сегодня работы Николая Пиросманишвили, более известного как Нико Пиросмани, считаются классикой наивного искусства и ценятся очень высоко. Но при жизни большинство людей смотрели на него иначе – как на вывесочника, который рисовал «наружную рекламу» и расписывал стены трактиров.
Картины этого талантливого самоучки написаны на черной клеенке – она ведь дешевая. И Пиросмани изображал на нем целый мир с животными, крестьянами, пирующими гуляками, актрисами и разбойниками. Эти шедевры создавались буквально на коленке. В том числе и страшноватый «Жираф» с тяжелым и тревожным взглядом. На многих картинах черной краски нет – художник просто не раскрашивал клеенку там, где это требовалось. Посмотрите, например, на ослика с «Продавца дров».
Цену Пиросмани знали. Находились и молодые грузинские художники, ставившие этого самоучку выше Рембрандта и Леонардо. Присматривались к нему и серьезные критики. А после того как путешествовавшие по Грузии братья-художники Кирилл и Илья Зданевичи, потрясенные необычной живописью, стали покупать его картины и писать о нем, даже прошла персональная выставка мастера.
Правда, признание ничего не изменило в скудной жизни Пиросмани. Денег по-прежнему много не водилось. А после того, как в Российской империи ввели сухой закон, положение стало совсем плачевным.
Когда он умер в 1918-м – от голода и болезней – раздались очень горькие слова: "Где вы были тогда? Если он был великий - почему на него не обратили внимания? Где были ваши глаза?" И произнес их не художник и не знаток – виноторговец Месхишвили.