Найти тему
Живая Средняя Азия

Почему греки так легко завоевали Персидскую империю?

Вторжение в малоазиатские владения империи Ахеменидов запланировал еще македонский царь Филипп, отец Александра. За всю свою долгую политическую карьеру он создал эффективную армию на основе сплава военного опыта греков, македонян и балканских варваров. Этот правитель никогда не бегал от битвы, но все же, предпочитал действовать более дипломатией, нежели силой. Широко известно его высказывание, что осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость.

Персов, как противника на поле боя, он не очень опасался. Но все-таки, учитывая его осторожность, вряд ли бы отправился в «дранг нах остен», который бы закончился на Севере Индии. Его сын, с другой стороны, имел более авантюрные представления об обязанностях государя. Их он видел не в том, чтобы обеспечить процветание своего народа, а в личной славе, до которой был невероятно падок.

Полководец Парменион успел переправиться в Азию еще при жизни Филиппа. В 334-м году до н.э. с ним соединился сам Александр. Сразу после этого стартовало македонское завоевание Персидской империи, для которого потребовалось менее десяти лет. Уже в 330-м году Дарий III лишился головы, после чего сопротивление оказывали лишь его восточные сатрапы.

Почему же первая великая держава античности так легко покорилась эллинам? Почему азиаты не одержали ни единой победы?

Конечно, на момент вторжения Персидская империя уже была достаточно слаба. Конечно, она не являлась национальным государством, а была громадной конфедерацией властных структур на местах, которые с разной степенью энтузиазма сотрудничали с царской династией. Но тем не менее, человеческие и материальные ресурсы Ахеменидов в разы превышали все, что было доступно грекам. Поэтому победа в этой войне ковалась исключительно на поле боя. Персы ничего не могли противопоставить военному искусству эллинов, именно поэтому греки и победили.

-2

К моменту высадки в Азии Александра Македонского Персия уже несколько сотен лет властвовала Азией. Ее военная организация продолжала ближневосточные традиции и не сильно отличалась от армий предшествующих больших азиатских империй – Ассирии и Мидии. Основой армии были легковооруженные пехотные отряды с плетеными щитами и копьями, которым придавались пешие лучники. Главной наступательной силой были колесницы, в том числе, и серпоносные.

Тяжелая конница, похожая на более поздних катафрактов, уже имелась. Легкие конные стрелки тоже существовали – их предоставляли скифские союзники и вассалы. Но, вопреки устойчивому стереотипу, не они составляли главную персидскую мощь. Тактика их использования считалась дополнительной по сравнению к сражению пехотных рядов, которым помогали лучники и колесничие. На них в Азии стали опираться позже – при парфянах и Сасанидах.

Что касается македонцев, то они все делали лучше. Их конница могла атаковать строем, а не налетала на противника толпой. Ее пики были длиннее, чем у персидских всадников, а используемый боевой порядок в виде клина давал лучшие возможности для маневра. Судя по всему, это была первая эффективная ударная кавалерия древности. До Филиппа и Александра полководцы опасались без поддержки атаковать пехотный строй, даже такой нестройный, как у азиатов.

-3

Что касается фаланги, то о ней и без того уже сказано много. Длинные копья не давали к ним подступиться на поле боя и использовались, как наковальня, когда молот (кавалерия) наносила удар. Благодаря слаженности действий и искусству командиров, македонцы были способны выполнять полевые маневры в полной тишине, что обескураживало врага и приводило его в панику.

Азиаты, которые не знали такого пехотного строя, атаковали плотными пехотными массами, в которых каждый человек сражался сам по себе. В таких условиях фаланга без проблем держала их на расстоянии – сариссы первых пяти ее рядов выступали за фронт, и на каждого супостата было нацелено несколько пик. Фалангу могла побеждать только другая фаланга, длительный обстрел конных или пеших лучников либо умелое совместное применение фаланги и конницы.

-4

Первого и третьего у персов не было и не будет, а второе у них появится через сотню-другую лет. И в данном случае помощь придет от скифов и оседлых народов Средней Азии, которые так воевали всегда. Поэтому Александр выбрал очень правильный момент для атаки, поскольку тогда его армии некому было противостоять. А вот парфяне (читай – скифы), которые стали отвоевывать Азию у эллинистической династии Селевкидов, побеждать фалангу уже умели.

#персия #азия #иран #античный мир #сражения