Найти тему
Психология

Нейробиология памяти и миф об аудиалах и визуалах

Оглавление

– Слушал последний подкаст про черные дыры?
– Нет, я визуал, на слух не воспринимаю! Вообще! Даже не пытаюсь!

У каждого, думаю, есть стойкое чувство, что он(а) лучше воспринимает информацию определённым образом: визуально, на слух, через текст. Однако если спросить у гугла “восприятие информации миф”, то появится 2 млн 600 тыс. страниц, первая же из которых развенчает миф о том, что у человека есть ведущий канал восприятия.

Да, это миф! Несмотря на то, что существует огромное количество тестов на выявление аудиальности или визуальности, несмотря на всю очевидность этого факта, несмотря на то, что 90% учителей свято верят в это, это – ничем по факту не обоснованный миф. Восприятие информации не зависит от того, как человеку комфортнее или привычнее ее воспринимать.

Каким бы ни был предпочтительным или привычным канал восприятия, наглядная картинка для всех будет проще восприниматься, чем текстовое или аудио объяснение. (Изображение найдено в гугл поиске)
Каким бы ни был предпочтительным или привычным канал восприятия, наглядная картинка для всех будет проще восприниматься, чем текстовое или аудио объяснение. (Изображение найдено в гугл поиске)

Что не так с тестами на доминирующий канал восприятия?

Возьмем для анализа классический VARK тест на русском со специализированного сайта VARK-learn.

  1. Вопросы не столько выявляют, как хорошо что-то было усвоено (т.е. факт), сколько как человек предпочтет получить или предоставить информацию. Это колоссальная разница: я в большинстве ситуаций предпочту прочитать/написать, чем спросить, просто потому что я интроверт.
  2. Вопросы ситуативны. Как добраться до аэропорта (1 вопрос)? Сомневаюсь, что кто-то когда-то брал человека под руку, чтобы довести до аэропорта. На это нет времени, да и так не принято. Человек либо рассказывает, если это близко (2-3 поворота), либо открывает телефон с картой.
  3. Там, где спрашивается о фактическом результате (7 вопрос), ситуация зависит от навыка. А ещё от поколения! Я училась готовить по рецептам, потому что ещё Интернета не было. Сегодня любой рецепт дополняется возможностью посмотреть видео или фото. Конечно, люди этим пользуются.

Посмотрите на вопросы критически. Ученые не выявили ни одного (!) доказательства (можно только концовку статьи в ссылке посмотреть) того, что люди с разной эффективностью воспринимают одну и ту же информацию! Посмотрите пример на видео ниже, кто бы что ни говорил, гораздо проще объяснить, как получается площадь параллелограмма визуально, чем доказывать теоремы. (Если видео не "проигрывается", нажмите на белый треугольник на картинке ниже.)

Гораздо проще объяснить, как получается площадь параллелограмма визуально, чем доказывать теоремы. (Gif-изображение взято с сайта mathwarehouse в рамках открытой лицензии)
Гораздо проще объяснить, как получается площадь параллелограмма визуально, чем доказывать теоремы. (Gif-изображение взято с сайта mathwarehouse в рамках открытой лицензии)

Что же тогда работает?

Давайте пойдем от обратного. Когда и чему мы научились очень хорошо?

  • Мы хорошо знаем родной язык! Мы все учились этому одинаково. У всех одна и та же модель, и она одинаково эффективна для всех;
  • Мы хорошо знаем то, что усвоили в играх. Причем самых разных играх. Как визуальных, так и аудиальных, и кинестетических;
  • Мы хорошо знаем то, что нам интересно. Когда нам интересно, мы взахлеб изучаем любые доступные источники;
  • Мы хорошо помним то, что мы поняли, а не запомнили. Не важно, как поняли: через текст/речь, картинки, видео или личного опыта;
  • Обучение через опыт. Мы хорошо помним то, что сделали сами. В этом случае знание становится частью нас;
  • Мы быстро запоминаем через сильные эмоции. Встреча с медведем в лесу всем запомнится лучше, чем с белкой;
  • Наконец, мы лучше всего понимаем и знаем то, чему успешно научили других.

Что важно в этих примерах? Все эти ситуации работают одинаково хорошо для всех, вне зависимости от того, кем человек себя считает. Это наглядно показывает конус обучения Эдгара Дэйла.

Конус обучения Эдгара Дэйла. Изображение взято из гугл поиска.
Конус обучения Эдгара Дэйла. Изображение взято из гугл поиска.

Кто-то действительно может столь же хорошо понять информацию в текстовом виде, как другой – только в визуальном. Это разница в способности концентрироваться и усваивать абстрактно воспринятый материал, что приходит с опытом обучения и никак не связано с ведущим (правильнее сказать предпочитаемым) каналом обучения.

Нейробиология обучения

В обучении, помимо пирамиды Эдгара Дэйла важно еще несколько аспектов. Все они связаны с простым фактом:

когда мы учим новое, мы физически создаем новые нейронные связи в своей голове.

Создание устойчивых связей возможно либо при высокой важности (нужно запомнить спасительное лекарство), либо высокой концентрации (для мозга это то же самое, что и важность, только без налёта эмоции), либо многократное использование этих новых связей (повторение через вспоминание).

Кривая забывания Германа Эббингауза. Если материал не повторять, то к 3 дню в голове останется не больше 60%, а через два месяца - 10%. (Материал подготовлен автором статьи).
Кривая забывания Германа Эббингауза. Если материал не повторять, то к 3 дню в голове останется не больше 60%, а через два месяца - 10%. (Материал подготовлен автором статьи).

Итак, факторы эффективного обучения:

  • Концентрация. Даже самый гениальный и яркий опыт забудется, если не обращать на него внимание. И даже скучное чтение хорошо закрепится, если максимально на нём сосредоточиться;
  • Интерес и игра. Интерес – это (с точки зрения нейробиологии) форма концентрации. Так, люди, страдающие от дефицита внимания, не могут долго концентрироваться на чем-то одном, но могут часами сфокусированно заниматься тем, что им интересно;
  • Повторение через вспоминание. Люди любят подчеркивать ключевые моменты книги и после перечитывать их. Это лучше, чем ничего. Кривая запоминания при повторении выглядит гораздо оптимистичнее, если материал повторяется. Однако вспоминание (а не повторение) гораздо эффективнее для формирования нейронных связей;
  • Регулярность. Если регулярно вспоминать материал, то эффект увеличится кратно;
(Изображение подготовлено автором статьи).
(Изображение подготовлено автором статьи).
  • Смешивайте информационные потоки. Доказано, запомнить только картинки или только текст сложнее, чем картинки с текстом!
  • Сон. Нейронные связи укрепляются и формируются во сне. Если всю ночь учить и поспать пару часов, эффект в разы выше, чем если не спать совсем. Даже 15 минут сна существенно улучшат запоминание. Недосып катастрофичен для обучения.

Не пренебрегайте более эффективными методами обучения только потому, что они вам кажутся менее привычными или привлекательными. Подходите к обучению грамотно, и всё обязательно получится!

Если статья вам понравилась, поставьте, пожалуйста лайк и оставьте комментарий. Это поможет показать статью большему количеству людей! А также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные и научно выверенные статьи. Спасибо!