О видах сторителлеров и том, как сделать свою историю эффективной, рассказывает Артем Мушин-Македонский — заведующий кафедрой «Сторителлинг» Академии социальных технологий, консультант по развитию организаций с помощью историй, основатель Академии Historia.
Как и сами истории, рассказчики делятся на четыре вида по двум критериям: наличию цели и энергии.
Нет цели и нет энергии у «Шутничка», который рассказывает вам ситуацию из своей жизни. Никто после таких историй обычно не смеется, а у слушателей частенько возникает вопрос: «Ты зачем это сейчас сделал?» Причем, если вопрос этот все же задать, рассказчик не сможет на него ответить: «Ну это, поделиться захотелось». Как правило, такие люди рассказывают бесцельно. На самом деле, шутничок — довольно грустное зрелище.
Есть цель, но нет энергии у «Репортера». Это человек, который очень четко держит цель своего рассказа: он хочет убедить, донести мысль, но делает это в формате отчета. Если вы чувствуете, что время от времени выступаете в роли репортера, попробуйте не рассказать историю, а прожить ее. Представьте, что вы только-только прожили ситуацию и вам хочется ей поделиться в первый раз. Просто попробуйте. Это совет, который спас уже не одного топ-менеджера и высшего руководителя, которые привыкли вещать о своих проектах в формате пленарного заседания.
Следующий вид рассказчика — «Таксист». Тот самый, у которого там «понаехали», тут «парковаться не умеют», а вчера вот «девушка выезжала со двора и подрезала» и так далее. Понятно, что в его рассказе очень много энергии. Но зачем он рассказывает? Он делает это для себя — ему хочется рассказать — или таким образом заполняет паузу. В этом смысле у его рассказа нет цели.
Как поставить цель? До того, как начнете рассказывать, подумайте о том, для чего вы это делаете, каких результатов хотите добиться. Если вы не уверены в том, что ваша аудитория чувствует цель, прямо после рассказов в тестовом режиме спросите: «Как думаешь, зачем я это тебе рассказал?» Если человек скажет: «Не знаю, поделиться?» или «Ну, прикольно» и так далее, то скорее всего, он не почувствовал какого-то урока.
И последний вид — это «Учитель». Человек, у которого есть и цель, и энергия. По сути это человек, который как в первый раз рассказывает какую-то ситуацию и хочет донести что-то для других людей. Важно понимать, что это не единственные слагаемые успеха. Но эти два компонента — основа того, как эффективно рассказывать истории.
Запомните: всегда должна быть цель, и всегда должна быть энергия. И то, и другое.
Подумайте о том, как вы в прошлый раз рассказывали историю. В каком квадранте вы находились? Может быть, чего-то не хватило? Подумайте о том, что необходимо изменить, чтобы переместиться в квадрант учителя.