Найти в Дзене
Джулия Рисуй!

Забытый мастер Варнек

Всем доброго времени суток, с вами я Джулия.

И я продолжаю свою просветительскую акцию в поддержку малоизвестных художников и других деятелей искусств.

Сегодня будет рассказ про художника известным далеко не каждому даже знатоки будут заинтересованы в познании биографии российского художника.

Итак, начнём с истории этого художника.

Когда-то его современники величали Александра Григорьевича Варнека - "русским Ван-Диком"

Автопортрет
Автопортрет

Его имя упоминались в одном ряду с крупнейших русских художников -

О. А. Кипренский, А.Г. Венецианова, К.П. Брюллова.

Без него трудно представить русскую художественную жизнь первой трети XIX века. Художник Варнек был близок со всеми ведущими мастерами, о нём с постоянно высокими оценками упоминает периодическая печать.

Его рисовали О. Кипренский, К. Брюллов, Г. Чернецов.

Популярность художника Варнека как портретиста так высоко поднялась, что другой художник Апполон Мокрицкий в его известном "Дневнике художника" поставил Александра Григорьевича выше самого всеми обожаемого Брюллова.

Портреты Варенка потрясали и восхищали совершенным подражанием натуре. Круг портретируемых был очень широк - аристократы (портреты Голицыных), товарищи по искусству, преподаватели и начальство академии, артисты и так далее.

Портрет графа А. С. Строганова
Портрет графа А. С. Строганова

На данный момент наследие художника насчитывает более 100 работ.
Портрет Александры Алексеевны Томиловой (1815-1878) в детстве с куклой в руке
Портрет Александры Алексеевны Томиловой (1815-1878) в детстве с куклой в руке

Но сейчас художник стал забытым большинству, как называя "полузабытый мастер"

А почему его забыли?

Причин может быть несколько, снижение оценок со стороны исследователей, недостаточное внимание к художнику со стороны любителей. Да и не будем забывать про законы эволюции "выживает сильнейший", так и тут среди других дарований остаётся самый значимый художник и популярный.

Так и искусство портрета для Варнека оставалось в сфере зрительного восприятия, не достигая сферы чувств, области души, границ личности, чувств.

И даже плодотворный принцип изучения натуры, которым руководствовался живописец, не приводил к значительным художественным результатам. Важно найти иной способ, отличительный от других.

И художник отдаляется от портрета, он уже разумеется достиг высокого профессионализма, но душа нашлась в другом жанре.

Уехав в Рим после академии он рисует пейзажные виды и бытовые сцены. Из италии он возмущается раньше срока отпуска, что было необычно. Его тянуло обратно в Академию художеств, чтобы занять в ней достойное место.

Пейзажи в окрестностях Рима
Пейзажи в окрестностях Рима

В 1810 году по получении звания академика он начинает преподавать в классах миниатюрной живописи, пейзажа, а также портретной и исторической живописи.

И находит своё истинное призвание в преподавании. Разрабатывает методические пособия, продумывает основы своей педагогической системы. Но происходит художественный раскол, что ведёт к спаду творчества Варнека.

Два ранних автопортрета в Риме
Два ранних автопортрета в Риме

1829 году Академия попадает в ведение Министерства императорского двора под наблюдением Николая I. Что привело к падению роли ведущего художественного центра страны.

И преподавание с творчеством художника мельчает и сходит на нет. Только выполняет официальные мелкие заказы для церквей.

Получается самоустранение из культурной жизни в то время после застоя началось стремительное развития и художник не попадает в темп.

Так и высокое дарование великого художника при полной пассивности попадает в забвение в памяти многих людей.